Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

Формирование представлений обучающихся о ценностях семейной культуры во внеурочной деятельности и на уроках технологии
(2 голоса, среднее 3.00 из 5)
Автор: Тугушева Е.И.   

 

 

Рузский муниципальный район
VIрайонные педагогические  чтения

Формирование представлений обучающихся о ценностях семейной культуры во внеурочной деятельности и на уроках технологии

 

                                                                                                                                                      Преподаватель  технологии 

МБОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»

Тугушева Елена Ивановна

 Руза 6  ноября 2012 года

 

В иерархии семейных ценностей в России все­гда на первом месте находились традиции, имеющие в своей основе уважение к труду, земле, природе, они наиболее полно раскрывают самобытные духовные особенности русского народа, закрепленные в нем исторически сложившимся образом жизни. Основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие.  Возрождение и поддержание этой традиции должно составлять главный стержень ценностей семейной культуры.  

К. Д. Ушинский указывал на огромное  значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей:  «Особенно сильное влияние на формирование личности,  оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду, а для достижения её необходимо умственное развитие,  нравственное и физическое здоровье»[1]

Формирование ценностей семейной культуры  очень важный и сложный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени.  Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимание  к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. И сегодня задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей,  раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека.Главным вформировании представлений обучающихся о ценностях семейной культуры является тесное взаимоотношение семьи со школой.  Необходимым звеном в этом взаимодействии является вовлечение семьи в воспитательную  работу школы. Школа в свою очередь с помощью семьи во все времена стремилась реализовать способности ученика. 

Работая учителем технологии, я пришла к выводу, чтомой предметне только знакомит детейс современными технологиями обработки различных материалов, здесь происходит формирование представлений у учащихся о ценностях семейной культуры.

 Испокон веку жила и крепла на Руси традиция, что каждая девочка, с малолетства училась быть  хозяйкой. Достичь совершенства, быть искусницей, можно было, только свято соблюдая традиции, а это предполагало ежедневный напряжённый труд.Так на занятиях по  кулинарии школьницы не только овладевают навыками приготовления пищи, но и изучают традиции русской кухни, знакомятся со старинными рецептами, переданными им от бабушек.

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времён как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Давние обычаи и моральные ценности славян позже органично соединились с христианскими ценностями. И сегодня декоративные композиции украшают большую часть окружающих ребенка вещей: мебель, посуду, одежду, игрушки.  А обращение к традициям рукоделия является интересным и полезным досугом, не только для ребенка, но и для членов его семьи, тем самым объединяя их, создавая благоприятную атмосферу, дающее возможность раскрыть свои способности любому человеку, где художественная грань личности сможет вполне проявить себя.

Быть  красиво, элегантно и обязательно  современно одетой во все времена, хотела каждая девушка. И сегодня, изготавливая своими руками  современные одеяния, учащиесяиногда  используют ткань из  давно забытого «бабушкиного сундука», а все остатки и обрезки  приберегают для творческих работ  в лоскутной технике, аппликации и  многого  и другого.  Так, например,  работая над проектом, Городецкая Анастасия, выполняя вышивку, провела исследовательскую работу. Собрала огромный материал по истории возникновения этого художественного ручного творчества, различным техникам вышивания, изучила  изделия старинной ручной работыв краеведческом музее,  и сохранившиеся семейные реликвии, а также освоила и  технологию лоскутного шитья «Бревенчатая изба», таким образом, соединив в одной работе традиционные старинные технологии.  И результат её работы оформился в творческий проект по рукоделию, который она защищала на научно-практической конференции «Старт в науку», проходящей ежегодно в апреле. Где она стала победителем в номинации «Технология. Рукоделие».

Изготовление современных изделий требует  изучение истории развития костюма, художественно-прикладного творчества, народных ремесел и дети это воспринимают как вечный поиск духовной красоты. Уроки технологии  предполагают привитие учащимся уважения к труду и творчеству многих поколений, прежде всего, собственных родителей, осознание значимости и своего труда, позволяют использовать в своей работе все самое лучшее  из опыта  прошлых  поколений, чтобы, объединив это со знаниями  и возможностями современности, сделать свой мир более добрым и гармоничным.

И в заключение необходимо отметить, что  в процессе урочной и внеурочной деятельности  успешно решается задача формирования у школьников  ценностей семейной  культуры: «…что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…»из «Поучения»Владимира Мономаха

 


[1] Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Вопросы воспитания. – М.: Политическая литература, 1953.

Скачать презентацию к выступлению

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы