Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии и дополнительного образования
(6 голоса, среднее 2.17 из 5)
Автор: Тугушева Е.И.   

 

Рузский муниципальный район
Vрайонные педагогические  чтения

Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии и дополнительного образования

 

Преподаватель  технологии

МБОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»

Тугушева Елена Ивановна

 Руза 3 ноября 2011 года

Воспитание подрастающего поколения всегда волновало общество. Эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку нарастают негативные явления: бездуховность, рост подростковой  преступности, низкий уровень физического и духовного здоровья детей и молодежи, снижение общей культуры подрастающего поколения. А потому так велик запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.

 Понимая важность вышеперечисленных проблем, школа в свою очередь стремится реализовать способности ученика.Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналийпо этому поводу отметил, что «именно в школе возможно взращивание человека, возведение его на более высокую ступень внутренней жизни».[1]Ещё сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на огромное  значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей:  «Особенно сильное влияние на формирование личности,  оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду, а для достижения её необходимо умственное развитие,  нравственное и физическое здоровье»[2].Сухомлинский в свою очередь  доказал, что  слова эти имеют смысл — при условии, если  труд входит в духовную жизнь ре­бенка[3].

Известно, что первичная социализация ребенка происходит в семье, здесь осуществляется передача социальной информации, развитие  интеллектуальных, эмоциональных способностей человека. Но сегодня время заставляет родителей все больше и больше внимания уделять работе. Поэтому забота о нравственности подрастающего поколения во многом ложится на школу. Уроки технологии и внеурочная деятельность в этом контексте играют особую роль: именно здесь растет будущая хозяйка – Берегиня  очага. Во время занятий они  прикасаются  к традициям бережливости и рукоделия, изучают православные традиции ведения дома - непременные составляющие духовно-нравственного воспитания, обозначенные ещё в средние  века монахом Сильвестром в «Домострое».[4]

   Во все времена каждая девушка хотела  быть  одета красиво, элегантно и обязательно  современно. И сегодня, изготавливая своими руками  современные одеяния, учащиесяиногда  используют ткань из «бабушкиного сундука», а все остатки и обрезки  приберегают для творческих работ  в лоскутной технике, аппликации и  многого  и другого. Так, например,  работая над проектом, учащаяся 8 класса Агафонова Ирина попробовала себя в таких профессиях, как художник–модельер, модельер-конструктор, портной, технолог.  Целью еёработы было познакомиться с искусством изготовления одежды современных мастериц-рукодельниц.  В процессе  реализации проекта Ирина должна была изучить теоретические источники по данному вопросу, ассортимент платьев, имеющихся в магазинах и в журналах мод, проанализировать возможные варианты моделей, узнать секреты  искусства изготовления швейных изделий, и  пошить  платье по своему эскизу. В итоге платье, конечно же, было сшито, юная дама в нем была необыкновенно хороша. И не только внешне – так считает весь наш педколлектив, а Ирина растет: и сейчас она готовит работу по богатой истории Воскресенского собора в городе Рузе. А свою обновку она продемонстрировала в проекте на ежегодной научно-практической конференции «Старт в науку», жюри единогласно присудило ей победу в номинации «Изготовление швейных изделий». Ирина не единственная воспитанница, серьезно прикоснувшаяся к духовным истокам народной культуры. Вместе мы сотворили не менее двадцати платьев для себя, и целую костюмерную.

Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический вкус. Ознакомить учащихся с историей и традициями народных художественных ремесел,изготовления домашних оберегов, научить лоскутной пластике, вышивке, как нитками, так и шелковыми лентами - это как раз та сфера деятельности, где художественная грань личности сможет вполне проявить себя. И учащимся разных возрастов очень интересно придумывать и создавать своими руками оригинальные изделия.  Маненок Анастасия для проекта по технологии и остановилась на вышивке  лентами, и решила, вышить небольшое панно и подарить маме на 8 марта, которое можно ставить на полочку как украшение.  Городецкая Анастасия, выполняя вышивку, провела исследовательскую работу. Собрала огромный материал по истории возникновения этого художественного ручного творчества, различным техникам вышивания, изучила  изделия старинной ручной работыв краеведческом музее,  и сохранившиеся семейные реликвии, а также освоила и  технологию лоскутного шитья «Бревенчатая изба», таким образом, соединив в одной работе традиционные старинные технологии.  И результат её работы оформился в творческий проект по рукоделию, который она защищала на научно-практической конференции «Старт в науку», проходящей ежегодно в апреле. Где она стала победителем в номинации «Технология. Рукоделие».

  Внеурочные занятия по технологии расширяют кругозор учащихся, оттачивая их мастерство рукоделия. Так получили жизнь работы, выполненные в технике  батик,  русская кукла.   Необходимым моментом в работе ученического коллектива  является проектно-исследовательская деятельность, выставка выполненных изделий, выявление лучших работ. Такая форма позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Таким образом, лучшими оказались работы Каторгиной Анастасии – куклы из мочала «Снегурочка», «барышня» и работа в технике батик «Пасхальная корзина» - Погребняк Анастасии. 

И в заключение необходимо отметить, что в процессе урочной и внеурочной технологической деятельности  успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные  связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации.

Скачать презентацию к докладу

[1] www.religare.ru:Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: XV Международные Рождественскиеобразовательные чтения "Общество, школа, семья: традиции и современность"

[2] Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Вопросы воспитания. – М.: Политическая литература, 1953.

[3]Сухомлинский В. А.  О воспитании / Составитель С. Соловейчик. – М.: Политическая литература, 1985.

[4] «Родная старина. Отечественная история. Книга 1», сост. В. Д. Сиповский, изд-во «Белый город», М – 2006

 

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы