Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

Конспект урока "Костюм - история и современность"
(10 голоса, среднее 4.20 из 5)
Автор: Тугушева Е.И.   

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Гимназия № 1 г. Рузы»

Предмет:                                    Технология

 

Тема урока:      

Костюм – история и современность

Учитель:                         Тугушева Елена  Ивановна

 

Руза – 2009  год

 

ПЛАН     УРОКА

 

I.       Тема.

II.      Цель и задачи.

III.    Оборудование
IV.      Ход урока.

V.       Обобщение и подведение итогов

  1. Костюм – история и современность
  2. Урок должен преследовать следующие воспитательные, образовательные и эстетические цели:
  3.    Научить видеть особенности русской одежды в истори­ческом контексте.
  4. Способствовать развитию художественного видения образа нового изделия    и фантазии в применении декоративных  элементов при практической разработке разных видов одежды путем варьирования элементами кроя.
  5. Продемонстрировать навыки пошива одежды.
  6. Помочь развить чувство вкуса, меры и навыков ношения одеж­ды.

III. Оборудование:

  • выставка  творческих работ учащихся
  • выставка иллюстраций  (особенности быта и костюма древне­русской эпохи).
  • костюмы (пошитые учащимися, определенной эпохи)
  • швейные изделия (пошитые учащимися на уроках технологи, на занятиях дополнительного образования «Рукодельница»)
  • музыкальное сопровождение

IV. Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Весьма устойчивая традиция рисует домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего занятыми за прялкой. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимо­сти изготавливались своими руками, первейшей обя­занностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Воспитание девочек было направлено вырастить из них умелых хозяек. Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, на­капливаясь в особом сундуке...

Костюм несет в себе опреде­ленный художественный образ, который развивается и изменяется вместе с жизнью общества,дополняя облик человека и связывая его с общепринятыми эс­тетическими идеалами, в нем отражается неповторимое своеобразие страны и народа.

Во все времена, каждая девушка хотела  быть  одета красиво, элегантно и обязательно  современно. Но мода, как известно непостоянна, и следуя её веяниям, приходится часто обновлять свой гардероб, а чтобы новый наряд был модным, по фигуре и не очень дорогим, лучше всего сшить его самой.

Сегодня мы  совершим экскурсию в прошлое, узнаем:

  • как представляли устройство мира наши предки,
    • почему использовали те или иные элементы отделки  одежды,
    • какое значение  имел костюм для наших предков,
  • познакомимся с искусством изготовления одежды современных мастериц-рукодельниц

1. Устройство мира по представлению древних славян

Как  представляли себе свой мир славяне-язычники?   Ученые пишут, что он казался им похожим на большое яйцо,  посередине подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» -  мир людей.  Нижняя – «исподняя» сторона, Нижний Мир,  мир Мертвых. Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять небес, каждое имеет свое собственное предназначение: одно – для солнца и звезд, седьмое по счёту наши предки считали «твердью небесной», «хлябями», прозрачным дном  Океана, где хранятся запасы неиссякаемой живой воды.    (слайд № 2)

 Славяне считали, что на каждое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Мир людей и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас в сказках, вышивках, в одежде, предметах быта и  в убранстве жилища     (слайд № 3)

  1. Отделка  в костюмах Древней Руси.

      Живя в природе, наблюдая за ней и изучая ее, люди верили в существование добрых и злых духов, населявших окружающий их мир, олицетворяющих силу природы. Как обратить на службу человеку солнечное тепло, благодатную влагу, плодородную землю, как уберечь себя от бурь, наводнений, гроз, засухи?  Надо вступить с этими силами в контакт.  От злых сил – оградить себя оберегами, а добрые силы привлечь, приманить. Так появляются символы этих сил, которые хитро переплелись в орнаментах на одежде, домашней утвари, ювелирных украшениях, (слайд №  4)  во внешней отделки жилища. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты.

  Орнамент в народном костюме имеет магически-религиозное содержание,  поэтому в его основе лежит символика  земли – защитницы, кормилицы; солнца – всепроникающего света,  побеждающего тьму; воды – небесной благодати; растительности, птиц, животных.  Символы добра (знаки - солнца, воды, богинь, животных, птиц, растений) располагались в самых уязвимых местах одежды - по горловине, рукавам, подолу, разрезам  (слайд   № 5)

 Вышивка часто содержала символы Земли, возделанного поля, зерен, ростков. Основными маги­ческими символами были: круг - солнце, белый свет; ромб - поле, земля; ромб с точками - засеянное поле; знаки воды, корней, рас­тений.   (слайд  № 6)

В этом стилизованном  платье под Древнюю Русь мы попытались воспроизвести  все элементы  отделки – это аппликация имитирующая вышивку,  по вороту и  рукавам использовали  аграрно-заклинательную символику (знаки засеянного поля, семян, небесной влаги) по подолу изделия выполнена имитация Мирового Древа, знаки солнца.   Потеряв со временем свой языческий смысл, эти орнаменты оста­лись своеобразной эстетической основой художественного оформления одежды.  Слайд №  (демонстрация древнерусского костюма учащейся)                                                          

  1. Общие  особенности для русского костюма:

После принятия христианства в Xвеке на Руси под влиянием Ви­зантии входят в употребление длинные неприталенные одежды. Харак­терными чертами мужского и женского костюмов становятся статич­ность и простота силуэта:

а)   прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рука­вов;  (слайд № 8)

б)   преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в  деталях, отделке, дополнениях;

в)   Русские одежды обычно украшались вышивками - шелком, жемчу­гом. Часто одежду отделывали мехом (соболь, куница, бобер). В на­родных костюмах использовали овчину, мех лисы, зайца, белки.  Характерной отделкой русского костюма была оторочка цветной тканью, использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и
серебра, крупным орнаментом; отделка вышивкой, мехом, создание динамической формы за счет контрастных цве­тов.  Для парадных одежд боярства использовали привозные дорогие ткани, так как, до XVIIвека в России не было своего крупного ткацкого производства, и ткани привозили из Визан­тии, Ирана, Китая, Италии, Испании, Англии и Голландии. Основными привозными тканями были парча-аксамит (ткань с золотыми узора­ми), тафта, бархат, золотный бархат (шитый золотыми нитками). Все дорогие привозные ткани на Руси носили название – паволока, «серикус» -  китайская шелковая ткань (по латыни Китай – Серес).  (слайд № 9)

г)Особенное значение придавалось головному убору, в котором воплощалась идея неба, солнца, древа жизни, устремленного к небу птиц.  Эта устремленность к небу отражалась и в названиях: "ко­кошник" (кокош - петух), "кика", "кичка" (утка). Украшались они вышивками с изображением солнца, белого света. В женском костюме от головного убора до груди шли подвески - рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги.  Девушки носили распущенные волосы или косу, вплетая в нее нити жемчуга, ленты. Часто вокруг головы повязывали ленту, а иногда надевали венец. Замужние женщины закрывали волосы под головным убором. По эстетическим требованиям снимать головной убор женщина не могла даже при близких родственниках. (слайд   № 10)

(демонстрация  древнерусских  костюмов учащимися)

  1. Понёвы   

По мнению историков, слово «понёва» первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «завеса». Древние понёвы представляли собой три несшитых полотнища, скреплённых на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или сбоку. Длина понёвы соответствовала принятым нормам в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было  подоткнуть за пояс – это означало носить понёву «кульком». Поневы были распашными и назывались «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём полотнищам добавлялось четвертое – «прошва». Его делали из другой материи, оно было короче, и снизу надставляли «подподольником» из куска основной ткани. Внешне получалось что-то вроде передника, который украшался вышивкой в зависимости от возраста женщины – яркие, нарядные носили незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались  скромной отделкой. (слайд № 11)

 

Представляем вам сегодня коллекцию современных фартуков-передников, сшитых учащимися 5 классов на уроках технологии.

(демонстрация учащимися 5 классов своих изделий)(слайд № 12)

 

К вашему вниманию коллекция современных «понёв», так же изготовленных учащимися 6 классов  (слайд № 13)

 

Испокон веков жила и крепла на Руси традиция, что каждая девочка, с малолетства училась быть  хозяйкой,  а это -  и ткачиха, и белошвейка, словом, рукодельница. Достичь совершенства, быть искусницей, можно было, только свято соблюдая традиции, а это предполагало ежедневный напряжённый труд, творческая искорка, стремление быть хорошей хозяйкой.В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись образцом для под­ражания буквально во всём, и это распространялось на членов его семьи. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех,  им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Слово «одеяние», часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действи­тельно, вслушаемся: «одеяние» — «то, что одевает». Употреблялся и близкий вариант — «одение».

  Девушки 9 классов продемонстрируют свое искусство рукоделия(слайд № 14)

Участницы творческого объединения «Рукодельница», а это учащиеся 10 класса завершат сегодняшнее дефиле.      (слайд № 15)               

 

V. Подведение итогов.    Обобщение-беседа со зрительным залом.

  1. Есть ли смысл посвящать учебное время пошиву исторических костюмов, в которых не пройдешь по улице?
  2. Стоит  ли в  дальнейшем проводить  такие уроки? Что они дают?

 

Список используемой литературы

  1. Технология: учебник для 6 класса (вариант для девочек) под ред. В. Д. Симоненко, изд-во Вентана-Граф, М-2006
  2. Технология: учебник для 5 класса (вариант для девочек) под ред. В. Д. Симоненко, изд-во Вентана-Граф, М-2006
  3. Технология: учебник для 9 класса (вариант для девочек) под ред. В. Д. Симоненко, изд-во Вентана-Граф, М-2006
  4. А. Ф. Бланк, З. М. Фомина «Моделирование и конструирование женской одежды», уч. пособие для профуч. заведений, изд-во «Легпромбытиздат», М – 1993
  5. М. Семенова «Мы –славяне» популярная энциклопедия, изд-во «Азбука-классика», С-П - 2006


 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы