Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

«Компетентность педагога- аспекты самообразования»
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: Коржакова О.А.   

 

Доклад на тему:

«Компетентность педагога- аспекты самообразования»

Подготовила: Коржакова Ольга Александровна

МАОУ «Гимназия №1»г.Руза»

 

 

Самообразование педагога - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование  - необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях  модернизации российского образования.

Сама жизнь поставила на повестку дня задачу непрерывного педагогического образования. Немецкий педагог XIX века А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать, только в том случае, если продолжает работать над своим собственным воспитанием и образованием.

Повышение квалификации, уровня профессионального мастерства – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

        Способность к самообразованию развивается в процессе работы с источниками информации , анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, воспитателя, занять достойное место в обществе через профессию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары, конференции, конкурсы и т.д.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

 Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

 Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.

Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

Непрерывное самообразование и самовоспитание – основа успешности педагога в профессии,основа роста учителя как специалиста.

В современных педагогических исследованиях обосновывается комплекс личностных и профессиональных качеств, нормативно характеризующих педагога: высокий профессионализм, любовь к детям, интеллигентность, духовная культура; инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владение индивидуальным стилем педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность (В. А. Сластенин и др.). Педагог-профессионал представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания детей.

Целью профессионально-педагогического самообразованияявляется профессиональное и личностное самосовершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, повышения результативности педагогической деятельности, достижения педагогического мастерства и творческого отношения к делу.

   Педагогический коллектив - достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами.

Психологический аспектрассматривает внутренний мир человека: его уверенность и неуверенность в себе в своих силах, понимание им своих способностей, интересов, своего отношения к людям, окружающему миру, к жизни как таковой.

Под психологической готовностью педагога к самообразованию понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов.

 Основной характеристикой психологической готовностик самосовершенствованию в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

Основными критериями самообразования  педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

В качестве основной цели мы должны сделать акцент именно на достижении внутреннего успеха, т.е. на достижении удовлетворённости собой и своей профессиональной деятельностью.

Педагог, испытывающий убеждение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность. Успешный педагог – источник успеха своих воспитанников. Успех —  пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, учитель должен почувствовать себя успешным. Успех, связанный с профессиональной деятельностью, придает надежность и устойчивость в работе.

Основными характеристиками успешной педагогической деятельностиявляются:

 — высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального

      знания,

 — психологическая компетентность,

 — педагогическая самостоятельность,

 — методическая оснащенность реализуемых программ.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала. А.К.Маркова (1993) считает целесообразным выделить узко профессиональную и личностную человеческую компетентность педагога. Кроме того, она указывает на возрастную компетентность, включающую следующие элементы:
- вхождение в специальность;
- овладение нормами профессиональной деятельности и профессионального общения;
- творчество как индивидуальный вклад в общественный опыт своей профессии;
- описание личного опыта для передачи его следующим поколениям.

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии, профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство).

Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят:
исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности;
умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности;
умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы