Основные сведения о гимназии

Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Методы использования ЭУК и ЦОР
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: Утенкова З.Л   

 

МБОУ «Гимназия №1  г. Рузы»

 

Выступление учителя физики З.Л. Утенковой 

на районной научно-методической конференции

 

Методы использования ЭУК и ЦОР

В последнее время в учебном процессе активно стали применяться электронные учебники или электронные учебные комплексы (ЭУК) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по многим предметам школьной программы. Опыт работы по их апробации в рамках проекта «Информатизация системы образования» позволил получить представление о возможности использования ЭУК и ЦОР в учебном процессе и вариантах применения или режимах работы электронных пособий в зависимости от вида учебной или внеучебной деятельности.

Во-первых,  один из самых востребованных способов использования ЭУК, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного (т.е. на лекции). Здесь ЭУК помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронное пособие может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если преподаватель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами. Также ЭУК и ЦОР могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов. В наиболее удачных версиях ЭУК, адаптированных под учебную программу конкретного предмета, возможно использование автоматического (без выполнения изменений учителем) представления материала.

Во-вторых,  следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭУК. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, материалы ЭУК, а именно ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЭУК и ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.

Третьим возможным способом использования целостных ЭУК, а также вычлененных ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. При этом идентификатором учащегося будет являться его сетевое имя, и, следовательно, исключается возможность списывания. К достоинствам данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода решения, информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей тестирование. В некоторых ЭУК вводится ранжированная система оценивания по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся; упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор.

В-четвертых, использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЭУК и ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР или ЭУК как для учителей, так и для учеников. Таким образом, в рамках образовательного учреждения может быть создан банк данных о хранящихся ЭУК, ЦОР, ресурсах на бумажных носителях, ссылках на сайты в сети Internet по интересующей проблематике.

Пятым возможным методом использования ЭУК и ЦОР является их применение при выполнении лабораторных работ и групповых занятий, что является неотъемлемой частью многих курсов школьной программы. Здесь речь идет об интерактивных ЦОР, фактически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЭУК и ЦОР обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением.  Учитель получает объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала, а также, что достаточно существенно, применение таких ЭУК и ЦОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.

Шестой метод наиболее характерен для предметов естественно-научного цикла, а также информатики и ИКТ. Речь идет об использовании интерактивных ЭУК и ЦОР в качестве симуляторов и тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности. Такой способ использования может быть полезен не только в преподавании такого предмета как информатика и ИКТ, в котором уже достаточно давно активно используется, к примеру, клавиатурный тренажер, но и в преподавании, например, школьного курса физики или химии, позволяя съимитировать поведение собранной электрической схемы, задавая параметры ее элементов и соединений, а также воздействие на входе, или выполнить получение того или иного химического вещества, задаваясь, например, параметрами реагентов. Таким образом, возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с остальным позволяет унифицировать учебный процесс, перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер.

Седьмым способом использования ЭУК и ЦОР может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с лекционным материалом, выполнять лабораторные работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде.

В заключение хотелось бы отметить, что полноценное внедрение ЭУК и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки будет снижен за счет большого количества результатов измерений, и, наконец, будет достигнута ситуация, когда учителя-предметники, классные руководители, а также руководство образовательного учреждения будет получать реально отражающую ситуацию статистику, что позволит сделать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках всего учреждения.

 

Цифровые образовательные ресурсы

и их использование на уроках физики в средней школе.

 

Процесс обучения в средней общеобразовательной школе представлен многообразием форм организации учебных занятий. В связи с этим возникает проблема рационального использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на занятиях различных видов (уроках, семинарах, практикумах и т.д.).

Любой учебный цифровой ресурс представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов. Это:

  1. символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики и т.п.);
  2. образные объекты (фото, рисунки, объекты компьютерной графики ит.п.);
  3. аудиоинформация (устные тексты, диалоги, аудиохроника, музыка, звуки природных процессов и животного мира и т.п.);
  4. видео-объекты (анимации, модели, видеосюжеты и т.п.);
  5. объекты «виртуальной реальности» (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).

Каждый из объектов обладает самостоятельной ценностью и может быть использован в обучении автономно. Для занятий конкретной организационной формы некоторые из учебных объектов обладают явным приоритетом в применении. Так, например, на лабораторных занятиях по физике наиболее целесообразным является использование объектов «виртуальной реальности» (интерактивных моделей, конструкторов, тренажеров). Работа с этими объектами будет полезна при формировании у обучаемых общих подходов к планированию и выполнению некоторых этапов экспериментального исследования, в ходе отработки у них отдельных экспериментальных действий, при контроле уровня готовности учащихся к выполнению лабораторного задания. Сложные интерактивные модели, моделирующие среды эффективны при организации исследовательской работы учащихся.

Для успешной организации лабораторных занятий с использованием элементов виртуальной образовательной среды  необходимо:

  • знать содержание и структуру предметных ЦОР;
  • уметь оценивать потенциал и соответственно определять место составляющих ЦОР виртуальных объектов на занятии;
  • подбирать и формулировать задания для самостоятельной работы учащихся с конкретными объектами виртуальной среды;
  • разрабатывать дидактические материалы, поддерживающие самостоятельную работу учащихся в виртуальной предметной среде;
  • выстраивать в итоге методическую систему самостоятельной работы учащихся с объектами ЦОР, обеспечивающую достижение образовательных целей лабораторных занятий, включая цели формирования предметной ИКТ-компетенции обучаемых.

Особую ценность на сегодня приобретает  разработка и использование цифровых учебных материалов, поддерживающих самостоятельную работу школьников на лабораторных занятиях. Существует проблема определения разновидностей таких материалов.

Обобщение опыта использования ЦОР на занятиях школьного лабораторного практикума позволяет указать на следующие виды цифровых дидактических материалов:

  • листы самоподготовки к лабораторным занятиям, включающие систему заданий для работы учащихся с различными объектами ЦОР;
  • презентации к вступительной беседе перед выполнением фронтальных лабораторных заданий;
  • цифровые инструкции в форме: электронных копий; анимированных презентаций с использованием иллюстраций, аудио- и видеофрагментов; видеоинструкций;
  • шаблоны таблиц MS Еxcel для регистрации и обработки данных конкретных физических экспериментов;
  • виртуальный учебный эксперимент (как аналог натурного эксперимента или как дополнительный модельный эксперимент к основному лабораторному заданию) с системой указаний для самостоятельной работы учащихся;
  • презентации образцов выполнения отдельных экспериментальных действий, в том числе образцов оформления отчетов о выполнении лабораторного задания;
  • цифровые справочные таблицы.

li

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы