Основные сведения о гимназии

Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Автор: Петухова О.А.   

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

 

Петухова О.А.

Использование исторического материала делает урок математики насыщенным и является эффективным средством стимулирования у школьников интереса к предмету. К сожалению, в настоящее время историзму уделяется недостаточно внимания: школьные учебники содержат лишь немногословные сухие исторические справки и краткую биографию некоторых ученых, а учителя и вовсе не стремятся использовать элементы истории на уроке, мотивируя это нехваткой времени. А между тем, историзм помогает возникновению основных стимулов познавательного интереса, показывает жизненно-практическую значимость изучаемого материала, дает почувствовать диалектику предмета, познать красоту математики. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять. К тому же, для использования историзма на уроках совсем не нужно много времени,  напротив, исторический материал рационально использовать в совокупности с программным, не разграничивая их. Например, занимательная история возникновения какой-либо теоремы не займет у учителя больше двух – трех минут, но даст ученику представление о практической значимости теории, возбудит любопытство, поможет рассеять психологическую трудность принятия материала. Какая бы ни была форма сообщения сведений по истории - краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и  разъяснение рисунка, использованное время нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт  преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом. В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится  эффективность занятий.

Таким образом, использование исторического материала на уроках математики преследует две основные цели:

1. Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала.

2. Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

В школьной программе нет определенных указаний на то, в каком классе, при изучении какой темы и какие конкретно сведения из истории сообщать школьникам, это решает сам педагог. Важно понимать, что знакомство учащихся с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим  изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению указанных выше целей.

Большую методическую трудность составляет вопрос об отборе конкретного исторического материала и о порядке и стиле его изложения в том или ином классе. Решая этот вопрос, следует руководствоваться программой, возрастными психологическими особенностями детей. Например,в 5-6 классах следует   ограничиться некоторыми начальными сведениямииз истории математики и обращать внимание учеников на элементарные вопросы развития счета и численных алгоритмов, математической терминологии и символики, возникновения мер, создания способов измерения и простейших инструментов. Чем старше становятся школьники, тем дальше можно углубляться в историю, решать прикладные задачи древности, сообщать более обширные биографические сведения об ученых.

Использование на уроках математики старинных задач является ярким примером занимательности, побуждает учащихся к самостоятельному творчеству, проявлению инициативы и смекалки, дает естественный повод для небольших исторических экскурсов о составителях таких задач и уровне развития математических дисциплин далекого прошлого. Рассмотрим пример: задачи, которые решали в Древней Индии (сообщить этот материал на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «линейные уравнения с одной переменной»).

Задача:  Из четырех жертвователей второй дал вдвое больше первого, третий дал втрое больше второго, четвертый – вчетверо больше третьего, а все вместе дали 132. Сколько дал первый?

Эта задача взята из Бахшалийской рукописи, найденной в 1881 году при раскопках в Бахшали в северо-западной Индии. Рукопись выполнена на березовой коре и относится к 3-4 веку нашей эры.

Пояснение: автор рукописи рекомендует решать такую задачу «правилом предположения», в его частном виде, когда искомое предполагается равным единице. Рассуждение проводится следующим образом: пусть неизвестное равняется единице, тогда первый дал 1, второй – 2, третий – 6, четвертый – 24. Сумма пожертвований будет составлять 33. Теперь разделим 132 на 33. Это и будет искомый результат, т.е. представляет то число, которое дал первый.

Таким образом, мы видим, что в Древней Индии рассуждали примерно так же, как и сейчас. Только мы приняли бы за х  число, которое дал первый и пришли бы к уравнению

 

Как мы можем убедиться, ответы совпадают. Вряд ли, решая уравнения, ученик задумывается над тем, где, как и при каких обстоятельствах они появились. Поэтому нелишним будет сообщить ребенку подобные сведения.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение.1994. –    128 с.

2.     Глейзер Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 239 с, ил.

3.     Стиллвелл Д. Математика и ее история. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004, 111 стр.

 

 

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы