Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(1 голос, среднее 3.00 из 5)
Автор: О.А. Петухова   

 

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ            

Петухова О. А.

Вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся остается на сегодняшний день важной и актуальной проблемой дидактики, ведь, как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. По статистическим данным, с каждым годом заинтересованность детей в учебе становится все более слабой, особенно это относится к предмету математики, который дети считают скучным и неинтересным. В связи с этим педагогами ведется поиск эффективных средств и методов обучения математике, которые способствовали бы формированию познавательного интереса учащихся, активизации учебной деятельности.

Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и содействовать устойчивости познавательной деятельности.

Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в применении внеклассной работы, которая имеет мощный резерв для реализации данной задачи через разнообразие форм ее проведения. Внеклассная работа более выгодна с точки зрения индивидуального подхода к каждому ребенку, нежели классная, заключенная в строгие рамки программы. Одной из форм внеклассной работы является математическая игра.

Математические игры имеют широкую классификацию, и выполняют следующие функции:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.

2. Математическая игра требует знания предмета. Ведь не умея решать задачи, ученик не сможет участвовать в игре.

3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию.

4. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

С большим эффектом могут использоваться математические игры, содержащие элементы соревнования. У учащихся есть цель выиграть, обогнать всех остальных, быть лучшим. Это стимулирует у учащихся познавательную активность, интерес. Приведем некоторые примеры игр.

Математическое лото. Правила игры: каждый из учеников получает карту, на которой написаны ответы. Ведущий берет пачку карточек с заданиями и вытаскивает одну из них. Читает задание, показывает всем участникам игры. Участники решают задания устно или письменно, получают ответ, находят его у себя на игральной карточке. Закрывают этот ответ специально заготовленными фишками. Выигрывает тот, кто первый закроет карточку. Проверка правильности закрытия карты обязательна, она является не только контролирующим моментом, но и обучающим.

Игры со спичками.Данные игры могут проводиться в различной форме, но суть у них остается одна, учащимся даются задания, в которых нужно построить фигуру из спичек, путем перемещения одной или нескольких спичек получить другую фигуру. Вопрос игры и заключается в том, какую именно спичку нужно переложить.

Важно помнить, что игровая деятельность должна способствовать усвоению теоретического материала.

Еще одним средством активизации познавательной деятельности могут стать «нестандартные» занимательные задачи. Эти «нестандартные» задачи бывают различных видов. Некоторые из них внешне выглядят очень обычно, и поэтому сначала совершенно не ясно, как к ним подступиться. Другие замаскированы: с виду, например, это обычное уравнение, но стандартными приемами оно не решается. Для решения третьих необходимо очень тонкое и четкое логическое мышление и т.д. Роль «нестандартных» задач в курсе изучения математике в школе очень важна. Они способствуют формированию гибкости мышления, повышают интерес к предмету, активизируя познавательную деятельность учеников, учат детей активно использовать весь арсенал средств элементарной математики. «Нестандартные» задачи находят широкое применение в школе: они используются и при изложении программного материала, (например, как проблемная ситуация при изучении новой темы), и во внеклассной работе, и при контроле знаний и умений.

Приведем примеры таких задач:

1)можно ли из цифр 3, 4, 5, 9, 9 составить пятизначное число, являющееся квадратом натурального числа? (Ответ: сумма цифр этого числа будет равна 30, значит, это число будет делиться на 3, но не будет делиться на 9. Значит квадратом натурального числа оно не будет).

2)В краже подозреваются четверо: А, Б, В, Г. На допросе они сказали:

А: Это сделал Б; Б: Это сделал Г; В: Это сделал не я; Г: Б лжет, что это сделал я. Правду сказал только один. Кто совершил кражу? (Ответ: ответы Б и Г противоречивы. Значит, один из них сказал правду, а остальные солгали. Поскольку А солгал, то Б не крал. Поскольку В солгал, то украл В. Таким образом, кражу совершил В).

Литература:

1. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой: материал для классных и внеклассных  занятий / Б.А.Кордемский. - М: Просвещение, 1981.

2. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М: Просвещение, 1979.

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы