Основные сведения о гимназии

Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Экологическое проектирование как способ формирования ключевых компетенций школьников
(2 голоса, среднее 3.00 из 5)
Автор: Герасимова С.И.   

 

 Экологическое проектирование   как способ      формирования  ключевых компетенций  школьников

Герасимова Светлана Ивановна  к.п.н., учитель биологии МБОУ «Гимназия №1 г.Рузы», методист по экологии МБОУ ДОД  «Центр детского творчества»

«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна». 

Эмерсон Р.У.

        Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Какие же качества и какие способности необходимы  человеку современности и ближайшего будущего? Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности, которые определены как  ключевые компетенции. 

    Поэтому, в настоящее время изменился подход  и  к сути экологического образования, приоритетным стал уровень  экологической культуры молодых людей, включающий  осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу Земли, так и действия, способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию. Для педагога – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного  познания и получения детьми практического опыта. Для обучающихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.      Одним из инновационных направлений в экологическом образовании,  является технология проектного обучения, которая рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких качеств  личности школьников как инициативность, творческая активность, самостоятельность, умение принимать решение, решать проблемы и осуществлять непрерывный профессиональный рост. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

    Рассмотрим формирование ключевых компетенций  при организации проектной деятельности в области экологического образования, определив под   компетенцией    результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели.

    Учащими МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы» был создан и уже частично реализован  практико-ориентированный проект «Экология души – спасение человечества», который стал лауреатом Международного экологического форума «Зеленая планета» в 2011году.

    Основная  цель  создания данного проекта -  возрождение и сохранение природных и  святых мест Рузского района Московской области для будущих поколений - как важного источника воспитания духовности, патриотизма и нравственности.   Сохранение в первозданном виде природных территорий (родников, озер, мест обретения святынь и др.), почитаемых в народе как святые – не только и не столько актуальная экологическая проблема региона, но и важнейший источник воспитания духовности, патриотизма и религиозной нравственности общества, особенно молодежи. Объявление природных объектов охраняемыми природными территориями и изъятие их из хозяйственного оборота, взятие под охрану государства улучшит экологическую обстановку, позволит сохранить живописные уголки природы.

При подготовке проекта и его реализации обучающиеся ставили следующие задачи:

1.Собрать информацию о наличии интересных природных объектов (в частности, почитаемых в народе как святые)  и установить его значение в природе и жизни человека, ценность для науки и культуры, характер антропогенных нарушений.

 2.Разработать для каждого объекта меры охраны, рационального использования;

 3.Провести акции благоустройства силами местных жителей и школьников на каждом объекте.

4.Расширить знания по экологии, краеведению, этнографии

5.Сформировать  навыки полевых экологических исследований. 

   Проект «Экология и Душа» состоит из трех составных частей и направлений работы:

•        Теоретическая: разработка и реализация  дополнительной образовательной программы эколого-краеведческого объединения «Следопыт»

•        Практическая: возрождение, охрана и благоустройство святых мест;

•        Культурно-массовая: возрождение православных праздников с экологической направленностью (Зиновий-Синичник, Герасим-Грачевник, Закликанье, Троица и др.).

     Практическая часть проекта включает в себя реализацию трех этапов:

•        На первом этапе был собран и проанализирован  картографический и архивный материал о наличии и состоянии святых мест района,  многие из которых находятся в удручающем состоянии. 

•        На втором этапе были запланированы выезды на места для обследования каждого объекта: экологическое обследование территории, установление его духовной ценности, хозяйственного значения для жизни человека, разработка мер охраны и благоустройства.

•        Третьим большим этапом работы по проекту стала       камеральная обработка полевых материалов и разработка мер охраны и рационального использования;  Проведение акций по благоустройству объектов;

Ожидаемые и достигнутые результаты.

    Работа по данному проекту ведется педагогами и учащимися гимназии с 2006 года. Первую апробацию проект прошел летом  2006 года в Рузском  районе в с.Ащерино.

    Учащиеся  работали по восстановлению и благоустройству Храма  Иоанна Предтечи, провели исследовательскую работу по изучению истории создания храма. Результатом его  стало изучение и взятие под охрану 3 природных родников, имеющих экологическую и духовную ценность для жителей района . В течение следующих лет, участники объединения «Следопыты» работали по благоустройству и восстановлению Храма Рождества Христова в с.Рождественно Рузского района. По итогам экологической экспедиции по изучению особо охраняемым территориям подготовлены документы для восстановления памятного знака на здании гидробиологической лаборатории на озере Глубоком. Реализация проекта  вышла за границы Рузского района, Московской области. Трудовой экологический десант  учащиеся гимназии осуществили в Тверской области, работая по благоустройству Нилово Столбеновской Пустыни.

     Результаты работы по проекту:

1.Изучение школьниками всех интересных в природном и духовном отношениях мест Рузского района.

2. Паспортизация каждого объекта  и подготовка документации  с целью объявления их Памятниками природы.

3. Разработка мероприятий и проведение акций по благоустройству каждого объекта силами  школьников, местных жителей, комитетов по охране природы, лесничеств.

     По завершению работ над проектом, после накопления  достаточного опыта работы над этой проблемой, планируется подготовить обращение ко всем экологическим, духовным организациям России включиться в подобную работу с целью возрождения наших святынь, имеющих не только духовную, но и экологическую ценность, а также воссоздания народных традиций как части общенациональной культуры.

Поскольку подобные акции и проекты в нашей стране еще не имели места, учитывая важность для общества данного проекта, надеемся на поддержку всех заинтересованных педагогических и экологических организаций и учреждений.       В ходе реализации экологической  проектной деятельности  можно выделить ключевые компетенции, которые формируются   на этапах проектирования.

 Образовательная компетенция - совокупность знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к природным объектам и  памятникам культуры своей местности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности. Каждый  выполненный проект значим в общественном восприятии,  прежде  всего для самого ученика.

       Ценностно-смысловые компетенции проявляются  в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Тема проекта  и его содержание отражают духовно-нравственные основы жизни человека, а так же роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Работа над проектом  увлекает ребят настолько, что становится  главенствующим направлением не только в организации своего времени, но и влияет на выбор профессии.

     В рамках учебно-познавательных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 

   Информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    Коммуникативные компетенции включают знание способов взаимодействия с окружающими ,навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать, анкету,  задать вопрос, вести дискуссию и др.

    Таким образом, экологическое проектирование создает необходимые условия для саморазвития ученика как субъекта познания. Цель  экологической проектной деятельности  – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний  по биологии, химии, экологии  и других предметных областей.  Проектная деятельность может быть организована в урочной  и  во внеурочной деятельности,   в рамках организации работы научного общества учащихся, творческих объединений в системе дополнительного образования.  Школа сегодня должна создать условия для развития  каждого ученика, формирования его компетентности, проектирования его дальнейшего образования, что будет способствовать и изменению самой школы. Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности».

Литература

1. Зимняя И.А. Компетентностный  подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.

2.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю Пахомова.  -М.:АРКТИ, 2003.-112с.

3.Салихова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе/ В.А Салихова.- М.,2002.-№ 7 – с.9-11.

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы