Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Совершенствование преподавания физической культуры в школе
(4 голоса, среднее 4.00 из 5)
Автор: Емельянова С.П.   

 

Тема «Совершенствование преподавания  физической культуры в школе»

 

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
     - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
   - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
   - освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
   - обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий                                      
    - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Из школы должны выходить здоровые, образованные, всесторонне развитые люди, которым предстоит решать сложные задачи и им понадобится и развитый интеллект, и большой багаж знаний и, конечно же – здоровье. Важную роль  в сохранении здоровья, в приобщении к  здоровому образу жизни должна играть не только семья, но и школа. Ведь ребенок 6-7 часов в день (практически рабочий день взрослого человека!) проводит в стенах учебного заведения.                

Однако  современная система  общего  и  среднего  физкультурного  образования   России в настоящее время переживает  серьезный  кризис,  который проявляется  в  следующем:

- в недостаточной  образованности  населения  в области  физической культуры;

-  в низком  уровне  здоровья и физической  подготовки   учащихся;

- в малом  числе  людей систематически  занимающихся физической  культурой  и спортом (10-15%)

Основными  причинами  кризиса в  физкультурном  образовании  является следующее:

1.Подмена  образовательного  содержания  учебных  занятий  по  физической  культуре  содержанием из других  форм  физического воспитания: общей  физической подготовкой, тренировочных, оздоровительных, ЛФК, превращение урока в одну из форм активного  отдыха.

2.Явная  недооценка и  недостаточное  внимание  к  формированию специальных  физкультурных  знаний  у  школьников.

3.Недостаточное  внимание  к созданию  условий  для  перерастания образовательного  процесса  в  процессы  самообразования  и самосовершенствования.

4.Отсутствие  четко  сформулированной  и  общепризнанной  цели по физической  культуре  в школе.

5.Явно  недостаточный  объем  учебного  времени, отводимого на обязательные учебные занятия.

6.Недостаточное  использование  научных  достижений  в  спортивной  области, средств и  методов  спортивной  тренировки, адаптированных  к  условиям массовых  форм  физического  воспитания.

7. Слабое владение учителями  физического  воспитания  современными  педагогическими  и  здоровьесберегающими  технологиями.

Кризис  системы общего  и  среднего  физкультурного  образования  вызывает  острую  необходимость  модернизации  системы.

В  настоящее  время  разработаны  следующие основные  концепции  совершенствования физической  культуры  в школе:

  1. Система с  оздоровительной  направленностью  физической  культуры в школе (автор Селуянов В.Н)

Эта система предполагает создание условий для удовлетворения естественной потребности школьников в движении:

- проведение физкультминуток и пауз на уроках;

-проведение динамических перемен

-проведение утренней зарядки до начало уроков

-подбор эффективных оздоровительных технологий, средств и методов с целью профилактики и коррекции «школьных болезней» (нарушение осанки, плоскостопия, ДЖВП, ВСД, близорукости)

-улучшение физкультурно-оздоровительной работы в школе и прежде всего в группах продленного дня.

 

 

  1. Система  спортизации  физической  культуры  в  школе (автор Бальсевич В.К)

Эта система предполагает, что уроки физической культуры должны строиться на основе занятий определенными видами спорта (желательно с учетом пожеланий учащихся), при наличии условий можно переходить из одного вида спорта  в другой через 2-3 месяца занятий.

-вынос уроков за сетку расписания

-занятия проходят в форме тренировок по 1,5-2 урока

-группы формируются по возрасту и физической подготовленности учащихся

-школьники ,относящиеся к группе ЛФК занимаются отдельно.

  1. Система  преимущественно  с образовательной направленностью физической культуры в  школе (автор Лукьяненко В.П)

Основным стержнем  этой системы является мысль о том, что физическая подготовка учащихся и общее образование в области физической культуры не одно и тоже. Настоящими уроками физической культуры могут называться только те учебные занятия, на которых изучаются ее теоретические и практико-методические основы, познаются способы рационального воздействия средствами физической культуры на организм занимающихся. Поэтому данная концепция основана на приоритете образовательной направленности, которая позволит обеспечить систематическое и длительное использование населением системы физкультурных знаний для эффективной двигательной активности на протяжении всей жизни. Исходя из этого, основной целью физической культуры в школе, должно  являться обеспечение общего среднего образования в сфере физической культуры, представляющее собой базовую основу и важнейшие условия, содействующие формированию личности школьника в области физической культуры. Автор этой системы предлагает ввести в расписание три вида учебных занятий:

1. Академический (освоение основ специальных знаний)

2.Инструктивно-методический (формирование умений практико-методического характера, необходимых для самостоятельного использования различных видов и систем физических упражнений в целях организации активного отдыха, повышения работоспособности, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни.)

3.Практический (обучение двигательным умениям, закрепление навыков и совершенствование в видах спорта изучаемых в программе по предмету «Физическая культура».

Решение всех этих вопросов предполагает увеличение количества учебных занятий до 4-5 уроков в неделю, а также существенный пересмотр учебных планов по подготовке и переподготовке учителей физической культуры. 

 

Я считаю, что при модернизации  общего  и среднего физкультурного  образования, за  основу  необходимо  взять систему  преимущественно  с образовательной направленностью, так как без полноценных  знаний, составляющих   интеллектуальную основу физической  культуры, ее  успешное  формирование  не  представляется  возможным. Но  и другие  системы имеют  место  в  физкультурном  образовании   школьников. Так  в  начальной  школе,  большее  внимание  следует  уделять  системе  оздоровительной  направленности, а в средней и старшей школе  системе  преимущественно  с образовательной  направленностью, не забывая при этом об оздоровительных  формах  физического  воспитания  школьников.

Система  спортизации (выявление  одаренных  детей) должна иметь  место  во внеклассной и  кружковой  спортивной  работе учителя физкультуры. Именно  в этой форме работы в  наибольшей  степени  развивается  интерес и увлеченность детей предметом «Физическая культура» А уже подготовкой и совершенствованием этих детей в  избранном  виде  спорта должны  заниматься Детско-юношеские  спортивные  школы.

Задача  учителя  физкультуры    состоит в  том,  чтобы,  прежде  всего,  дать  знания  о  своем  предмете,  развить умения,  закрепить  навыки,  привить  любовь  и  потребность к здоровому  образу  жизни.

 Многолетний опыт работы помог мне систематизировать элементы физического воспитания, которые дают максимальный эффект в обучение школьников по предмету «Физическая культура»

В  настоящее  время    в своей  работе  я  использую следующие  элементы из  существующих   концепций:

В 2010 учебном году под моим руководством стала работать общественная организация «Совет физкультуры школы», созданная из учащихся 7-11классов. СФШ совместно с учителями физкультуры проводит следующую физкультурно-оздоровительную и агитационную работу в школе.

  1. Внутришкольную Спартакиаду по видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, пионербол, лыжные гонки.)5-11класс.
  2. Соревнования по общей физической подготовке 1-11класс.
  3. Соревнования «Веселые старты» 1-4класс.
  4. Соревнования «А, ну-ка девочки!», «А, ну-ка парни!» 5-11класс.
  5. Различные конкурсы, беседы, викторины о здоровом образе жизни.

6.Предурочная  утренняя зарядка -  в каждом  классе  проводит  физорг класса.

     7.Физкультминутки -   на 20-й мин. каждого  урока - проводят  дежурные класса.

8.Подвижные  перемены в  начальной школе – проводят  учащиеся  дежурного  класса по расписанию дежурства класса.

9. С  сообщениями, докладами  о здоровом  образе  жизни  на  классных  часах  выступают  учащиеся,  временно  освобожденные  от уроков  физкультуры, а на уроках они  работают теоретически  по  карточкам-тестам    соответствующим  теме  урока.

Начиная с 5-го класса, увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи в своей работе  я особое внимание уделяю дифференцированному и индивидуальному подходу к учащимся, имеющих низкие и высокие результаты в физической подготовке. Учащиеся с  низким  уровнем физической  подготовки, дополнительно  занимаются  в  группе   ОФП- 2 раза в неделю,  остальных   ребят привлекаю к  занятиям  в  школьных   спортивных  секциях,  с  последующим их  определением  по  отделениям  ДЮСШ г. Рузы. Также в своей работе я применяю элементы методики «Раздельное обучение на уроках физической культуры», которые дают мне возможность:

1.Активно применять технологию сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.

2.Использовать технологию опережающего обучения в гимнастике, в волейболе, в баскетболе, в легкой атлетике.

3.Учитывать интересы девочек для усиления их мотивации к занятиям на уроках, в спортивных секциях, физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях.

4.Использовать нетрадиционные формы обучения: шейпинг, изотон, стрейчинг, приемы психорегуляции.

5.Применять исследовательскую и проектную технологию, используя рейтинговую систему для учащихся различного уровня физической подготовленности.

Не забыта и внеклассная работа. Я веду секцию по ОФП для учащихся с низким уровнем физической подготовки и секцию по баскетболу для девочек 5-11класса. Регулярно для всех учащихся школы проводятся «Дни Здоровья», комплексное мероприятие «Олимпийцы среди нас», «Президентские игры», «Президентские состязания». Сборная команда школы принимает участие в Районной Спартакиаде школьников по 5 видам спорта и занимает призовые места. В дни школьных каникул на базе «Гимназии №1» совместно с ДЮСШ г. Рузы (отделение  гребли на байдарках и каноэ) и спортивной базы олимпийского резерва «Волынщино»  организовывается спортивно- оздоровительный  лагерь городского типа. В нем отдыхают школьники, занимающиеся в спортивных секциях школы, где ребята не только отдыхают, но и занимаются греблей на байдарках  и каноэ, участвуют в соревнованиях, ходят в турпоходы по родному краю.    

 

 

 

Литература: В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий  « Физкультурно-оздоровительная работа в школе»  М.: изд. НЦЭНАС  2006г.

М.В. Видякин  «Начинающему  учителю» Волгоград:  Учитель, 2004г.

В.Н. Селуянов « Технология  оздоровительной  физкультуры» М.: Спорт-академия,  пресс .2001г.

В.П.Лукьяненко «Концепция модернизации  системы общего и среднего образования физической культуры в России» М; Советский спорт 2007г.

В.К.Бальсевич «Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания»

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы