Статья «Реализация ФГОС на уроках физической культуры»
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: Коржакова О.А.   

Коржакова Ольга Александровна                                                                                                                                                                      

Учитель физической культуры

МАОУ« Гимназия №1» г. Руза»

 

                                                                                                                                         

 

 

                                                                

  Статья «Реализация ФГОС на уроках физической культуры»

Реализация ФГОС на уроках физической культуры

В своей основе ФГОС психологизирован. Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход.

Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.

Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).

То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося.

Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.

УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.

1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.

2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.

 

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

 Регулятивные

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

 Познавательные

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

 Коммуникативные

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

 

Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?

Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:

1.     Актуализация, постановка проблемы, мотивация

2.     План, целеполагание

3.     Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей

4.     Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.

5.     Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.

6.     Коррекция

7.     Реализация

8.     Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач

Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – это направляющая сила. Сложно перестраиваться, но задача легко выполнима.

Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем. Уроки нового поколения должны быть построены так, чтобы учащиеся сами осознавали, додумывались о теме урока, целях и задачах, способах достижения намеченных целей. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать.

Получается, что каждый урок должен быть для ученика исследовательским или мини-проектом и учитель при этом может только предполагать по какому плану пойдет занятие.

Примеры уроков из раздела Баскетбол:

  1. Покажите учащимся баскетбольный мяч и спросите: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?» Ответ последует однозначный.
  2. Покажите руками движения на передачу или ведение мяча, и Вы услышите о детей тему урока.
  3. Спросите детей: «Что в начале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться?» Ответы последуют разнообразные. Постарайтесь доступно объяснить механизм разогревания и подготовки организма к основной работе. Нужно приучать детей самим анализировать.
  4. Сделайте несколько карточек со следующими словами: ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча в кольцо, игра в баскетбол. И задайте вопрос: «Последовательность выполнения указанных упражнений?» Ответы, как и ранее, будут разными. Превратите этот вопросы в игру с «наказаниями» за неправильный ответ. То есть, нельзя приступать к игре пока не освоишь передачу, ловлю и ведение мяча. Роль карточек у меня на уроках играет мультимедийный проектор. То есть без использования ИКТ на уроках физической культуры практически невозможно проводить уроки нового поколения.
  5. Если учащиеся выполняют какие-то упражнения, постарайтесь связать его с жизненной ситуацией.
  6. Этап рефлексии – это самостоятельный анализ ученика своей деятельности на уроке и своих одноклассников: выполняя упражнения, сдавая зачет или играя. Подводя итоги (закрепляя пройденный материал), каждый ученик должен осознавать свои успехи и слабые стороны, должен искать пути исправления ошибок и само реализовываться.

 

Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках физической культуры - возможность для самоопределения и реализации всех учащихся. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания - одно из главных требований любого урока, а урока физкультуры в большей степени. «Дифференцированное обучение - целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, разделенных по сходным или индивидуальным личностным качествам. Дифференцированный подход решает задачу эффективной педагогической помощи в совершенствовании личности ученика» Восхождение к качеству учебно-воспитательного процесса немыслимо без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры. ТИПЫ дифференциации учащихся на уроках физкультуры могут быть по следующим основаниям: • по здоровью учащиеся делятся на основную, подготовительную, специальную группы;

• по физическим способностям: развитые, менее развитые; • по половым (гендерным) различиям: мальчики, девочки; • по психологическим особенностям (по типу мышления, темпераменту); • по интеллектуальным способностям. Остановимся на некоторых из них. Часто ребенок из подготовительной группы по здоровью может вполне быть в группе с высокими физическими способностями. Следовательно, необходимо не только дифференцировать группы учащихся, но и учитывать их индивидуальные особенности. Переход из одной группы в другую обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной мотивации. Групповая дифференцированная работа позволяет адаптировать содержание учебной программы к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую тактику, ориентированную на «зону ближайшего развития» каждого школьника, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки. Выделение групп учеников в классе в значительной мере помогает учителю в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Использование различных дифференцированных заданий для учащихся. Примером могут послужить следующие виды работы. На этапе разминки учитывать гендерные признаки: количество отжиманий, приседаний, естественно, для девочек меньше, чем для мальчиков. • Использовать раздаточный материал - задания с программой общеразвивающих упражнений, направленных на решение проблем со здоровьем (лишний вес, слабый пресс, мускулатура, плохая растяжка). На этапе освоения основного содержания урока, например: • в распределении ролей в игровых видах спорта учитывать психологические особенности детей: нападающим может быть быстрый холерик или сангвиник, а на защиту может встать упорный флегматик или меланхолик. • в делении на команды предоставлять сначала возможность самостоятельно выбрать капитанов, которые затем имеют право набора в свои команды. Часто ученики со слабыми физическими способностями оказываются последними кандидатами. Для того чтобы психологически их поддержать, назначить их капитанами. На этапе контроля - сдачи нормативов - дифференциация проходит для подготовительной группы: • без учета времени, уменьшения дистанции, количества повторений упражнений, замена норматива, противопоказанного по состоянию здоровья, на другой; • особенно ценится, если ученик может самостоятельно составить для себя комплекс упражнений, корректирующий его отклонения в здоровье. Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания. «Необходимо тщательно изучать своих учеников, знать их общие черты и индивидуальные особенности» (А.С.Макаренко).

Результативность урока физкультуры. ФГОС предполагают уровневую результативность деятельности учащихся: знания, убеждения, опыт. Современный урок физкультуры предполагает приобретение осознанного самостоятельного опыта в плане физической активности в жизни ребенка:

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

 • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно- гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

 • участие в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю; ведение краеведческой, поисковой, экологической работы в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Все вышеуказанное и составляет комплексную ориентацию человека на свой выбор здорового стиля жизни. Уроки физкультуры, как пусковой механизм, в этом процессе составляют первое звено в цепочке причинно- следственных связей на пути к здоровью. Это нужно осознать и стараться реализовывать на практике.

 
 

Новости АРГО

ГИА

Ваши любимые предметы