Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку (урок-закрепление и исследование) в 5 классе. Роль обращений в речи (по сказкам А. С. Пушкина)
(12 голоса, среднее 4.17 из 5)
Автор: Селивёрстова И.В.   

Конспект открытого

интегрированного урока по русскому языку

(урок-закрепление и исследование)

в 5 классе.

 

Учитель МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы» Селивёрстова И.В.

 

Тема: Роль обращений в речи (по сказкам А. С. Пушкина)

 

Цели: 1. повторить и закрепить полученные знания об обращении;

2. обучать умению работать с литературным материалом на уроках

русского языка;

3. воспитывать интерес к родному языку как средству общения и

внимание к слову (обращению) как средству изображения.

 

 

 

Задачи: 1. использовать литературный материал как одну из форм активизации

деятельности учащихся на уроках русского языка;

2. заострить внимание детей на роли обращений в речи.

3. формировать умение видеть связь между учебными предметами

русского языка и литературы;

 

Оборудование урока: 1. тексты со сказками Пушкина;

2. карточки с выписанными предложениями с

обращениями из сказок Пушкина;

3. наглядный материал: иллюстрации, открытки;

4. учебники «Русский язык» (под ред. Разумовской М. М.)

и «Литература» (учебник-хрестоматия под ред.

Коровиной В. Я.).

 

Ход урока:

 

  1. I. Словарная работа (вызвать ученика к доске писать под диктовку, остальные в тетрадях).

Задание № 1: поставить ударение, подчеркнуть буквы-орфограммы

(на орфографическую зоркость).

 

Кораблик, лебедь, старик, ткачиха, рыбка, варёную полбу (пшеничную кашу), золотая, месяц, зеркальце, три щелка, по_лбу, яблочко, лоб.

 

- Знакомы вам эти слова? Откуда они?

(из сказок А. С. Пушкина).

Задание № 2: сгруппировать слова по известным вам сказкам (устно).

 

  1. II. Повторение и закрепление изученного об обращении.

Заранее сделана запись на доске с пропущенными обращениями:

  1. Отпусти ты . . . меня в море (старче).
  2. Ах ты . . . ! (мерзкое стекло) Это врёшь ты мне назло!
  3. Не гонялся бы ты . . . за дешевизной! (поп)
  4. Чем вы . . . торг ведёте и куда теперь плывёте? (гости)

 

Задание № 3: переписать, вставить пропущенные слова.

- Как называются такие пропущенные слова?

(обращение)

(Вспомнить, какие обращения должны быть в данных предложениях,

из каких они сказок).

- Что называется обращением?

(Вызвать к доске ученика выполнять задание).

Задание № 4: вставить обращения, расставить недостающие знаки препинания, обозначить обращения и подчеркнуть грамматические основы (остальные проверяют и сверяют).

 

  1. III. Закрепление (вызвать к доске ученика).

Задание № 5: записать под диктовку, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы:

  1. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 

- В каком из предложений есть обращение? Доказать это (называет того,

к кому обращение с речью).

 

  1. IV. Роль обращений в речи.

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.

Упр. 392 (по учебнику под ред. Разумовской). Открыть также текст «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина (по учебнику литературы).

- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Что пишет

автор о царице? Как характеризуют царицу эти обращения?

Прочитать с соответствующей интонацией.

  1. – Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

  1. – Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

  1. – Что узнаёт царица? С какой интонацией она обращается к

зеркальцу в этот раз?

Как царица подпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет:

(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою…»

 

  1. – Когда мы видим царицу в следующий раз?

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

(Какой вести?)

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

(требовательно, уверенно, но немного настороженно)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

  1. – И в последний раз.

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним, говоря:

(равнодушно, ожидая привычного ответа)

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

  1. V. Заключительная часть (игра)

Задание № 6: Немного поиграем: не называя сказки и её героя, по обращению попробуйте отгадать название произведения (материал прилагается).

  1. VI. Вывод:

- К какому же выводу мы с вами приходим?

(Обращение играет важную роль в разговорной и художественной

речи) и служит одним из средств характеристики литературного героя.

На дом: упр. 396. Написать, используя обращения и «слова вежливости» (с. 115 в рамке) письмо и запечатать его в конверт (конверт заполнить).

 

 

Материал к игре по сказкам Пушкина.

 

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)

«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)

«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)

«Добрый путь вам, господа, по морю, по окияну к славному царю Салтану» (приветливо)

«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)

«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?» (приветливо)

 

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)

«Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)

«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.» (укоризненно)

 

  1. «Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!» (требовательно)

«Зачем ты, Балда, к нам залез?» (угрожающе)

«Балдушка, погоди ты морщить море» (умоляюще)

«Ты, бесёнок, ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек» (насмешливо)

«Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!» (жалеючи)

«Задам тебе, вражонок, задачу!» (строго)

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» (укоризненно, осуждающе)

 

  1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)

«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)

«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)

«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно)

«Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу» (уважительно, с надеждой)

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы