Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

Урок-зачёт по имени числительному
(16 голоса, среднее 3.38 из 5)
Автор: Селивёрстова И.В.   

Конспект

открытого урока по русскому языку

(зачётный урок по изученному об имени числительном)

в 6 классе.

 

Учитель МБОУ «Гимназия №1 г.Рузы» Селивёрстова И.В.

 

Тема: Урок-зачёт по имени числительному.

 

Цели: 1. закрепить представления учащихся об имени числительном и его особенностях: в написании, склонении, употреблении в речи;

2. применить навыки учащихся, связанные с умением работать в группах;

3. воспитывать культуру речи учащихся, любовь  к истории языка.

 

Оборудование урока: 1. контрольные листы для выполнения письменных заданий;

2. зачётные карточки (по количеству групп);

3. перфокарты;

4. таблица с ребусами и кроссвордами.

 

Ход урока:


I. Вступительное слово.

(Все учащиеся распределены на группы по 3-4 человека. Каждой группе выдаются по одной зачётной карточке:

 

Фамилия, имя ученика

Ь в середине и на конце числительных

Склонение числительных (практическая часть)

Склонение числительных оба, обе

Словарный диктант

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

В них сначала будет занесён общий результат работы группы; на следующем уроке каждый узнает после того, как будут проверены контрольные листы, свою оценку.

В зачётной карточке предусмотрены три задания – одинаковые, общие для всех групп, третье – индивидуальное.)

 

Сегодня мы проводим урок-зачёт «Имя числительное».

- Что вам особенно запомнилось при изучении этой части речи? Какой параграф или тема вам больше всего понравились?

Сегодня мы постараемся охватить наиболее важные и интересные моменты.

 

 

  1. II. Выполнение заданий.
    1. 1. Работа на перфокартах: (раздаются каждому)

 

Ь в середине

Ь в конце

Нет Ь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

×

×

 

 

 

 

×

 

 

 

 

×

×

 

×

 

×

 

 

×

×

 

 

 

 

×

 

(Фамилия

ученика)

 

 

Проверим умение правильно писать числительные с Ь и без Ь

(поставить крестик напротив порядкового номера).

Задание № 1. Даются слова: 1. семьсот; 2. восемьдесят; 3. сорок;

4. двести; 5. одиннадцать; 6. шестнадцать; 7. девятьсот;

8. девятнадцать; 9. девяносто; 10. семнадцать.

(Перфокарты собрать для проверки.)

 

  1. 2. Работа с числительным «семь».

- Узнали ли вы что-нибудь интересное об отдельных числительных?

Сообщение, сделанное учеником: «Семь в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах. Если человек часто меняет свои решения, непостоянен, о таком говорят, что у него «семь пятниц на неделе». Об умном  – что он «семи пядей во лбу».

- А какие пословицы с числительным «семь» знаете вы?

Задание № 2: записать как можно больше пословиц, пронумеровать их.

(Пока выполняется задание, проверить перфокарты.)

Назвать общую оценку за перфокарту. Провести игру «Кто больше знает пословиц?» (Зачитать самый длинный список. Каждая группа имеет право дополнить список своими примерами.)

 

  1. 3. Склонение числительных (простых, составных, сложных,

дробных).

Поиграем теперь в урок математики, на котором от вас требуется не умение решать, а правильно употреблять падежные окончания и записывать их – одним словом, склонять числительные.

На доске записаны примеры, каждой группе даётся время на обдумывание.

Задание № 3: записать примеры словами, затем правильно прочитать, используя вспомогательные слова:

К …(Д. п.) прибавить …(В. п.) равно …(Д. п.)

От …(Р. п.) отнять …(В. п.) равно…(Д. п.)

  1. 687 + 13 = 700
  2. 911 – 21 = 890
  3. 345 + 228 = 573
  4. 958 – 458 = 502
  5. 8¾ + ¼ = 9
  6. 3    + 1    = 5
  7. 1,5 + 1,5 = 3
  8. 150 + 150 = 300

(Оценить 2-е задание в зачётной карточке.)

- В чём же особенность склонения числительных простых (5 – 30)? составных? сложных (50 – 80, 200 – 900)? дробных? (дать ответы по группам, записать их) полтора-полтораста.

(Оценить соответствующее 3-е задание в зачётной книжке.)

Особо выделить склонение числительных полтора, полтораста. В чём их особенность склонения? (отвечает группа, у которой есть такой вопрос в карточке.)

 

  1. 4. Особенности числительного «сорок».

- Что вам известно о склонении числительных 40, 90, 100? (отвечает группа, у которой есть такой вопрос в карточке.)

- А знаете, почему четыре десятка называют словом «сорок»? Ведь оно так не похоже на «тридцать» (три десятка) или «пятьдесят» (пять десятков)!

Сообщение, сделанное учеником: «Слово сорок вначале было существительным и обозначало мешок (старинная единица счёта на Руси, в основе которой число 40); этот мешок вмещал четыре десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. «Дать сорок» означало «дать четыре десятка собольих шкурок». Постепенно слово сорок стало числительным, обозначающим 4 десятка

(Как мы знаем все числительные первоначально были именами существительными или прилагательными, таким образом пошло выражение «сорок сороков».)

 

  1. 5. Свойства собирательных числительных.

- О каких свойствах числительных идёт речь в этом маленьком рассказе? (читает ученик):

«Петя читает какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками.»

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…».

- Какую? Ответьте!

(Отвечает группа, у которой есть такой вопрос в карточке.)

Задание № 4 (устное).

Запись на доске: прошло 5, 17, 74 (сутки)

купили 3, 13, 33 (ножницы)

Слова-«помощники»: больше, около, штук.

Задание № 5 (письменное): заменить (где возможно) количественные числительные числительными собирательными оба, обе.

Запись на доске: 3 (девушки), 6 (юноши), 5 (брюки), 8 (тетради), 2 (друзей), 15 (козлят), 7 (козлята).

 

  1. 6. Отгадывание ребусов (на стенде):

- Какие слова здесь зашифрованы?

а) 100 л

100 лб

100 ляр

б) 3 о

3 умф

3 буна

Выяснить лексическое значение слов:

«трио» - ансамбль из 3-х исполнителей и само исполнение.

«триумф» - блестящий успех, торжество; в древнем Риме торжественная

встреча полководца, одержавшего победу; производное

«триумфатор» (триумфальная арка).

«трибуна» - возвышение для оратора; производное «трибун» (оратор).

в) Зашифруйте запись на доске: «Прежде чем вся семья опять сядет за

стол, предварительно вытри его.» (7я, о5, 100л, пре2рительно, вы3.)

  1. 7. Употребление и склонение порядковых числительных.

Каждая группа получает по вопросу (записать ответ).

Задание № 6: записать ответ на вопрос на знание исторических дат:

  1. Когда произошла Троянская война? (около 1200 г. до н. э.)
  2. В каком году впервые были проведены Олимпийские игры?                             (776 г. до н. э.)
  3. Когда была Марафонская битва? (490 г. до н. э.)
  4. Когда была Саламинская битва? (480 г. до н. э.)
  5. В каком году был основан Рим? (753 г. до н. э.)ъ
  6. Когда была построена пирамида Хеопса в Египте? (около 2600 г. до н. э.)

 

  1. 8. Контрольный словарный диктант.

Экземпляр, миллион, миллиард, километр, центнер, килограмм, бассейн, гараж, одиннадцать, двести, триста, четыреста, тысяча, двухтысячный.

 

  1. III. Подвести итог урока: назвать общую оценку каждой группе. Собрать контрольные листы.

 

Материалы к уроку.

Пословицы и поговорки с числительным «семь».

 

  1. Семеро одного не ждут.
  2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  3. Семь дел в одни руки не берут.
  4. Семь вёрст киселя хлебать.
  5. Семеро за зайцами, а шкурки нет.
  6. Семеро одну соломинку не подымают.
  7. Семеро – не один, в обиду не дадим.
  8. Семеро капралов, да один рядовой.
  9. Семеро с ложкой, а один с сошкой.
  10. Семь деревень, а лошадка одна.
  11. Семь лет молчал, на восьмой закричал.
  12. Семеро ворот да все в огород.
  13. У семи нянек дитя без глазу.
  14. Семь раз по-твоему, хоть раз по-моему.
  15. Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
  16. Семь четвергов и все в пятницу.
  17. Семь пятниц на неделе.
  18. Для дружка семь вёрст не околица.
  19. Семь лет не виделись, а сошлись и говорить не о чем.
  20. Семь лет мак не родился, и голоду не было.
  21. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит, и ревёт, и льёт, и снег метёт.
  22. Его нос бог на семерых нёс, да одному приткнул.
  23. Лучше семь раз гореть, чем один раз овдоветь.
  24. У семи пастухов не стадо.
  25. Седьмая вода на киселе.
  26. Семи пядей во лбу.
  27. Семеро по лавкам.
  28. Не семеро по лавкам, не пять на печи.
  29. Седьмой квас на гуще.
  30. Семеро ребят и барина съедят.
  31. Семерым просторно, а двоим тесно.
  32. Семь бед – один ответ.
  33. Семь раз поели, а за столом не сидели.
  34. В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт.
  35. Человека узнаешь, как из семи печей с ним щей похлебаешь.
  36. Лук семь недугов лечит.
  37. Семи смертям не бывать, одной не миновать.
  38. От одного тухлого яйца семеро мужиков бежало.
  39. Семь рек осушила, холста не смочила.

 

«Сорок сороков» - устар. Бесчисленное множество, большое количество чего-либо.

«Сорок сороков церквей в Москве» - говорит народ; «сорок тысячей» - в русских сказках и былинах равносильно тьме, тысячам тысяч, несметному количеству.

 

  1. Москва на семи холмах стоит.
  2. Двое пашут, семеро руками машут.
  3. Семь лет служил, семь реп выслужил да и тех нет.
  4. Семь шкур содрать.
  5. Одним ударом семерых.
  6. Рубить семерым, а топор один.
  7. Всем по семь, а мне восемь.
  8. Семерых одним махом.
  9. Первый друг дороже седьмого.
  10. Седьмой котёл всегда кипит.
  11. Семь вёрст до небес и все лесом.
  12. Семь вёрст до неба, одна – через лес.
  13. Семь вёрст не крюк.
  14. Семь братьев в одной беде познаются.
  15. Семеро весь свет обойдут.
 
 

Опросы

Ваши любимые предметы