Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Конспект урока-обобщения по приставкам в 5 классе
(3 голоса, среднее 3.67 из 5)
Автор: Селиверстова И.В.   

Конспект

открытого урока по русскому языку

в 5 классе.

 

Учитель МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы» Селивёрстова И.В.

 

Тема: «Что мы знаем о приставках?» (урок-обобщение)

 

Цели: 1. Обобщить изученное о приставке как морфеме и о правописании

приставок 1-ой и 2-ой группы;

2. Использовать умение применять все известные  правила, связанные с

правописанием приставок.

3. Поддерживать интерес к словообразованию как разделу науки о языке.

Оборудование урока: доска, карточки с названиями приставок, выставка

ученических сочинений-сказок о приставках.

 

Сегодня на нашем обобщающем уроке собрались разные приставки и каждой из них нашлось своё место. Как видите, их не так уж и мало, но со всеми мы хорошо знакомы.

Даже с такими, которых нет в учебнике, но встречаются изредка в некоторых словах.

- Что же это за приставки и в каких словах они встречаются?

пасынок                          прабабушка

падчерица                      прадедушка

правнук

  1. I. Приставка – словообразовательная часть слова.

- Что же прежде всего мы узнали о приставке в разделе «Словообразование»?

(Приставка принимает самое активное участие в образовании слов; это словообразовательная часть слова.)

Но одно дело образовать слово, а другое – записать, и записать правильно.

- О чём же следует помнить, когда имеешь дело с приставкой?

(Повторение правил:

  1. Приставка со словом пишется слитно; не путать её с предлогом;
  2. Приставки пишутся одинаково независимо от произношения, кроме приставок на З и С.)

-         А значит, на сколько групп делятся приставки?

Приставки делятся на две группы. Есть и третья (пре-при), с которой будем знакомиться в следующем году.

Итак, выполним следующее задание.

Задание № 1. На доске: глаголы делать, вести, писать, помнить, мерить.

Образуйте при помощи своей приставки новые слова, на основе тех глаголов, которые подходят. Приставку выделить. (2-3 мин.)

Сделаем вывод: (Приставка принимает активное участие в образовании слов.)

 

  1. II. Различные языковые явления, встречающиеся в словах с приставками.

В приставках мы нередко сталкиваемся с различными языковыми явлениями.

  1. 1. Явление омонимии.

Задание № 2. На доске: навес – на вес

отворот – от ворот

порублю – по рублю

согнём – со огнём

- Что интересного в этих словах? (Они одинаково слышатся и произносятся, но по-разному пишутся.)

- Как называются такие слова? (омофоны)

- Укажите разницу в их написании, подобрав к ним смыслоразличительные слова. Записать получившиеся словосочетания. (4-5 мин.; проверить)

Навес от солнца (из прутьев)                  определить на вес

Отворот рукава                                        отойти от ворот

Порублю капусту                                       раздать по рублю

Согнём проволоку                                       играть с огнём

Вывод: В первом столбике слова с приставками, поэтому пишутся слитно, во втором – предлоги, поэтому пишутся раздельно.

Нельзя путать приставку и предлог, тем более если они образуют пару:

по – по

за – за

на – на и т. д.

  1. 2. Явление чередования звуков.

- Какое же чередование возможно в приставках? (Чередование гласной о с нулём звука, поэтому появляется беглая гласная о.)

- В каких приставках?

Вызванный ученик записывает пары на довке:

под – подо

в – во

об – обо

от – ото

с – со

Задание № 3. На доске: гнать, рвать, брать.

Соединить эти приставки с данными глаголами (по рядам) и подобрать по смыслу зависимые существительные и записать получившиеся словосочетания. (2-3 мин.; не проверять, самостоятельно)

  1. 3. Явление оглушения и озвончения.

Прикрепить на доску следующие карточки.

- Это наиболее ошибкоопасные приставки. Почему? (Потому что в них происходит озвончение и оглушение согласных.)

Задание № 4. Называю глагол, выберите для него наиболее ошибкоопасные приставки (устно):

Ставить – представить, подставить, надставить, вставить, обставить;

Дать – отдать, сдать;

Точить – подточить, обточить;

Делать – отделать, сделать;

Жать – поджать.

- Какая из этих приставок самая коварная? (Приставка С-, особенно перед звонкими согласными ж, з.)

Записать словосочетания в тетрадь:

сжать  кулак

идти сзади

Не путать со словами: здесь, здание, здоровье.

Является ли З приставкой? (Нет, частью корня.)

Не путайте приставку С- с приставками 2-ой группы (на з – с).

 

  1. III. Приставки на З – С.

- Как называются приставки 2-ой группы?

Покажитесь нам (выйти к доске).

Перечислите их. Всего 6 пар, поэтому 12 приставок.

Вспомним правило:

Перед звонкими согласными пишется з, перед глухими – с.

Задание № 5. На доске: 1. разбитый, разваленный, разный;

2. расписание, растение, расколоть;

3. возглас, возвести, возчик;

4. восклицание, воспаление, восковой.

Выделите приставки 2-ой группы в словах. Обозначить условие выбора    з –с. В каких словах нет приставки? (их не выписывать)

Вывод: надо внимательно смотреть состав слова, чтобы не перепутать приставку с корнем.

Задание № 6. Распределить слова в два столбика: с одной и двумя –с (под диктовку).

Под диктовку: рассвет (свет), расцвет, расписание, рассказывать (сказ), раззадорить (задор), развеселить, восстание (стать), воспламенение, рассчитать (счёт), расчёт, рассмотреть (смотреть), расчистка, воззвание (звать), возгорание, рассуждение (судить), растолковать.

- Почему получается две –сс-? (на стыке приставки и корня; это связано с их словообразованием.)

Задание № 7. – Какое значение имеют приставки без- (бес-)? (Без чего-либо, отсутствие чего-либо.) И с ними надо быть особенно осторожными.

Часто с этими приставками образуются прилагательные, характеризующие человеческие качества.

Образовать от данных сочетаний прилагательные (работа в тетрадях и на доске).

без чести – бесчестный

без лица – безликий

без совести – бессовестный

без жалости – безжалостный

без корысти – бескорыстный (щедрый, добрый)

без жизни – безжизненный (лес)

без таланта – бесталанный

без дара – бездарный

без чувств – бесчувственный

без радости – безрадостный (жизнь)

- Какие прилагательные не подходят для характеристики человека?

- Какой оттенок значения они имеют? (отрицательный) Какое прилагательное носит оттенок положительного значения?

Вывод: Словообразование тесно связано с орфографией. Оно помогает раскрыть многие секреты орфографии.

В случае затруднения большим вашим другом и помощником будет вам «Словообразовательный словарь».

 

На дом: написать сказку о приставке.

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы