Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: И.А. Плясунова   

Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» (Н. Тихонов)

Имя существительное.

Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:

·         расширить представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устной и письменной речи;

·         повторить изученное в 5 классе по теме «Имя существительное» ;

·         приобщить уч-ся к миру поэтических образов лирики С.А.Есенина;

·         совершенствовать умение систематизировать и использовать необходимую информацию, извлеченную из текста;

·         развивать пунктуационную и орфографическую зоркость;

·         воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: портрет поэта,  карточки с заданиями, толковый словарь

Ход урока

                   I.            Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!

- Здравствуйте те, у кого непогода на душе!

Я  надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца тёплыми, добрыми чувствами.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа, тему урока «Роль имен существительных в речи»

Сегодня на уроке мы расширим представление о роли существительного в речи, вспомним о грамматических признаках имен существительных,  их синтаксической роли в предложении. А спутником нашим будет поэзия. И каждый, возможно,  откроет  для себя что-то новое в творчестве великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, которому 3 октября исполнилось 115 лет со дня рождения.   

Вступительное слово учителя

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. И в радости, и в печали - всегда его сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам.  

                II.            Работа с текстом  Прочитайте текст № 1.

Вот  стою у дома, где учился Сергей Есенин, вспоминаю константиновские виды …

С пр..горка открывается пойма* д..лекой Оки, «рязанские раздолья». Вд..ли лес, край деревеньки, огромный луг. Так и видится юный поэт, (с;з)бегающий по мостку через маленькую реч(?)ку Совку. (З;с)десь он ощутил дыхание р..дной земли: пьянящие зап..хи трав и цветов, птич..е щебетанье,  березку над прудом, свист коростеля, блеск луны, звуки гармоники.

                                                                                                                                                    (По М. Лобанову)

 

* Определите стиль и тип текста.

- Что должен чувствовать читатель, представивший  описанную картину?

* Каково лексическое значение слова пойма? Обратимся к толковому словарю.

(пойма— часть долины, затапливаемая в период половодья)

* Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте условия выбора орфограммы.

* Назовите имена существительные

- Докажите, что названные вами слова - имена существительные?

Итак, существительное обозначает предмет. Среди названных существительных есть слова, которые обозначают не только конкретные предметы, как  дом, мосток, но и  слова, обозначающие вещество, место, цвет, даже действие.

 

- Какую роль выполняют существительные в тексте?

- Как изменяются имена существительные?

             III.            Объяснительный диктант.  

* Запишите предложения, укажите род, число и падеж имен существительных.

В саду горит костер рябины красной,  но никого не может он согреть5.

Доп. вопрос отвечающему ученику: -  Назовите морфологические признаки существительного

Весной и солнцем на лугу обвита желтая дорога.5

Доп. вопрос отвечающему ученику: - Каким  членом предложения может быть имя существительное?

Звени, звени, златая Русь!5

Доп. вопрос отвечающему ученику: - Как отличаются на письме имена собственные и нарицательные?

 

              IV.            Работа с книгой. Чтение и выучивание правила стр. 83

 

- Что такое имя существительное как часть речи?

 

                 V.            Наблюдение за изобразительными возможностями существительных.

Имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! С помощью имен существительных можно строить сравнения. 

- Что такое сравнение?

Сергей Есенин был  мастером  сравнений. Давайте прочитаем строки  из ранних стихотворений поэта, вошедших в первый его сборник стихотворений «Радуница».)

 

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром4.

 

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет мне крылом.

 

На болоте крячет цапля;

Четко хлюпает вода.

А из туч глядит, как капля,

Одинокая звезда.

 

 

* Назовите сравнения.

* Подумайте, почему поэт выбрал такие сравнения.

Литератор К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Природа…движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Всё здесь мило поэту. Строй метафор, сравнений, образов взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».

Кто  ни читает стихи Есенина,  испытывает  минуты особого волнения, потому что  стихи  С.Есенина задевают  за живое,  и поэтому надолго запоминаются. 

Прочитайте воспоминания Василия Ивановича Качалова, актера, многие годы выступавшего  на сцене Московского художественного театра. Он был выдающимся исполнителем прозы Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Чехова, стихотворений А. Пушкина, В. Маяковского, С. Есенина.

 

              VI.            Комплексный анализ текста.

Впервые я встретился с Есениным только в 1925 году. Но стихи полюбил давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них в каком-то журнале. И во время своих г..стролей и по Европ.. и по  Америк.. я всегда в..зил сборник его1 ст..хов.4 У меня было такое чу..ство3 будто я в..зил с собою горсточ(?)ку2 русской земли5. Так явственно,  сла..ко и горько пахло от них р..дной землей.

(По В. Качалову)

·         Какова основная мысль текста?

·         Подберите синоним к слову наткнулся

·         Определите лексическое значение словаявственно.

·         Спишите текст, объясняя графически орфограммы и пунктограммы.

·         Произведите разные виды разбора.

           VII.            Итог урока.

Чтобы что-то сказать, мы подыскиваем нужные слова и строим из них предложения. А что значит – нужные? Те, которые лучше всего передают нашу мысль, выражают наши чувства и отношение к окружающему. В том огромном наборе слов, который предоставляет нам язык, огромную роль играют имена существительные.

-Что такое имя существительное как часть речи?

- Какую роль в устной и письменной речи играют имена существительные?

       - Какие чувства воспитывает в нас лирика Есенина?

         

                  Все произведения Есенина пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к родине. Поэзия Есенина звенит голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей, играет цветами бесчисленных радуг. И неслучайно эту встречу с поэзией я назвала строкой из стихотворения Н.Тихонова « Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!».

                            Здравствуйте!

                        Что особого тем мы друг другу сказали?

                        Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

                        Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

                        Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

                        Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 

        VIII.            Домашнее  задание

Написать сочинение – миниатюру «Встреча с  С. Есениным».

 

 

 

Литература

 

1.      Школьный толковый словарь русского языка : Пособие для учащихся –

 

М:   « Просвещение», 2000

 

2.      Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя .-

 

 М.: Просвещение, 1990.

 

3.      Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. –

 

М:  Педагогическое общество России, 2007.

 

4.      Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д:

Изд-во «Учитель», 2003

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы