Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

Конспект урока-детектива «Работа со справочной литературой» в 7 классе.
(3 голоса, среднее 2.00 из 5)
Автор: Ипатова Г.Н.   

Конспект урока-детектива

«Работа со справочной литературой» в 7 классе.

 

 

Цели урока:

1) Научить пользоваться справочной литературой;

2) Развивать умение давать точное определение значению того ли иного слова;

3) Развивать умение учитывать уместность употребления языковых средств;

 

 

Задача – придать работе с несколькими словарями увлекательность, а так же целостность, системный подход.

 

 

Оборудование:

Сборники рассказов Конан Дойля

Кинофильм «Шерлок Холмс»

Словари

 

 

В ролях Шерлока Холмса и доктора Ватсона выступают подготовленные ученики.

 

 

Технологии, используемые на уроке:

1) Технология проблемного обучения;

2) Технология нестандартных уроков;

3) Групповые технологии,

Ход урока.

 

I. Вступительное слово учителя о работе со справочной литературой О. Конан Дайле и его герое Шерлоке Холмсе.

 

II. В роли иностранца выступает один из учеников. Он говорит на ломаном русском (который шестиклассники корректируют), иногда используя английские выражения для создания соответствующей атмосферы:

 

Иностранец. Я сегодня услышал новое русское слово стул. Что есть такое стул? Ай донт ноу.

1-ый ученик. Стул – предмет, на котором сидят.

Иностранец. О! Я хорошо знаю русская фольклор. Как в сказке есть: «Сяду на пенёк, съем пирожок». Значит, стул – то же, что пенёк?

2-ой ученик. Во-первых, фольклор – слово мужского рода, надо говорить русский фольклор, Во-вторых, стул – предмет мебели, на котором можно сидеть.

Иностранец. Я кэн видеть, как вы на перемене сидели на этом предмете (указывает на парту). Это есть мебель? Стул?

3-ий ученик. Мебель, на которой можно не просто сидеть, а которая предназначена для этого.

Иностранец (указывает на стоящий табурет). Тогда вот это есть стул?

Ученики уточняют: «со спинкой», «для одного человека». Таким образом, определение слова приобретает характер истинно толкового.

Далее разминка идёт от противного. Иностранец читает в словаре С.И. Ожегова словарную статью, а учащиеся должны назвать соответствующие слово.

Иностранец.У вот из зис (сто это значит)? Читает: а) вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких веще, денег. (Ответ: карман); б) формовой, обычно сёрный хлеб. (Ответ: буханка).

 

III.

Другой учащийся, исполняющий роль Шерлока Холмса, «узнаёт» в иностранце доктора Ватсона и обращается к нему:

- Дорогой друг, вынужден оторвать Вас от увлекательного занятия. Есть дело поважнее. Обратите внимание на эту записку. Её принёс таинственный незнакомец.

Помните нашумевшую историю с «пляшущими человечками», из которой мы с вами вышли с честью?

Нынешняя шифровка, пожалуй, будет посложнее. Нам с вами потребуется знание русского языка и умение работать со словарями и справочниками. Боюсь, без помощи ребят нам не оойтись.

Ватсон (берёт записку в руки). Какая-то абракадабра!

Шерлок Холмс. Ошибаетесь: оригинально зашифрованный текст.

 

IV.

Класс разбивается на группы в соответствии с имеющимися словарями: этимологическими, толковыми и т.д.

Каждая группа получает задание от детективов и под  их руководством выполняет соответствующие исследования.

Учитель заранее составляет «тайный» текст:

 

Управл.

 

1 _________2 __________и          3 _______________4________ льга

Управл.

5______  зал 6_________ 7 минут 8_________ 9_______ и

 

Ученики должны расшифровать запись, используя словари и располагая следующей информацией, предоставленной им учителем:

Всего слов девять. Известно одно – седьмое по счёту – минут.

 

  1. 1. Первое пропущенное слово есть в данных фразеологических оборотах: …под солнцем; взять с….; не находить себе…
  2. 2. В школьном толковом словаре под ред. М.С. Лапатухина первое значение этого слова – пространство земной поверхности. В словаре русского языка С.И. Ожегова второе значение этого слова – местность.
  3. Второе слово оканчивается на –и; вид связи с первым словом – управление. Аноним слова проводы.
  4. Третье слово. Второе его значение по словарю синонимов О.С. Ахмановой – предать (стать предателем).
  5. Четвёртое слово. Его корень в современном языке без не не употребляется. Возник он на основе существительного льга – свобода. Образование слова подобно образованию слова нелепо, где лепо – красиво.
  6. Пятое слово исторически состоит из двух корней, второй из которых – зал. Первоначально образовало место общественных увеселений.
  7. Шестое слово – числительное, имеет корень сто, но меньше ста. Существует в языке вместо другого более «логичного» числительного.
  8. Восьмое число – синоним к слову финал, является однокоренным ему и ВТО же время антонимом.

В словаре русского языка С.И. Ожегова имеет значение: первый момент какого-нибудь действия, явления.

  1. Девятое слово раньше имело значение ничего не делать. Сейчас в русском языке обозначает несколько дней, а в украинском – один день.

 

После того как с заданиями ознакомились все, Шерлок Холмс и Ватсон начинают расследование: дают конкретные задания группам и по ходу рабрты вступают с ними в диалог, анализируя результаты.

Продемонстрируем некоторые моменты расследования (группы работают параллельно по разным словарям).

I группа. (Дубровин М.И. «Русские фразеологизмы в картинках»).

- Возьмём второй фразеологизм. В нём известна начальная буква.

Смотрим на в: взять быка за рога, взять себя в руки, взять слово… С предлогом с фразеологизма нет.

II группа. (Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка).

- Можем действовать только путём подбора и сверки, потому что словарные статьи построены гнёздами по опорным словам….

III группа. (Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка).

- Взяв за основу третий фразеологизм, открываем словарь на букву н: не находить (не найти) себе места. Значит, первое слово – место.

Ватсон. Во втором слове известно окончание – и, тип связи с первым – управление….

Шерлок Холмс. И может быть и суффиксом. Это морфема?

(Задание группам: по словарю-справочнику лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой уточнить понятие морфема, выяснить, входит ли в него окончание. В морфемном словаре Г.П. Цыганенко поднять досье на эту и).

Учитель. По-моему, вы идёте обычным путём. Это загадочное и запутывает вас (открывает на доске приготовленную запись). Проверьте! (Отвернувшись, читает по памяти то, что написано на доске).

- И – тематическая гласная окончаний глаголов 2 спряжения, она же – союз, она же- суффикс повелительного наклонения глагола, она же – гласная в корнях бир-пир, дир-тир и др. перед суффиксом –а, она же – окончание существительных в родительном, дательном и предложном падежах 3-госклонения, она же окончание существительных множественного числа с мягкой основой и т.д.

 

Шерлок Холмс. Нет, это Вы хотите нас запутать. Здёсь всё очень просто. Связь в словосочетании – управление, значит, во-первых, второе слово скорее всего существительное, во-вторых, в Словаре сочетаемости и в Словаре управлений посмотрим статьи на слово место.

I группа. В словаре управления в русском языке Д.Э. Розенталя ответ не найден.

II группа. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка под редакцией П.Н. Денисова и др.: Место (чего) работы, службы, отдыха…встречи…Есть! Логичная связка: место встречи! Совпадает и другая примета: аноним слова проводы.

Третье слово. Известно второе значение слова – предать. Подбираем синонимы по словарю: предать кого-нибудь – изменить чему-нибудь… Смотрим по словарю синонимов слово изменить, убеждаемся, что в словарной статье его второе значение – предать.

Итак, третье слово – изменить.

Четвёртое слово. Вспоминаем ряд слов, которые без не не употребляются: невежда, неряха, нельзя, нелепо… По этимологическому словарю проверяем значение корней без не. Второй путь: логически (да и формально: льга – льзя г//з) можно выйти сразу на слово нельзя. Проверим затем версию по этимологическому словарю: «Древнее нельзя представляло собой сочетание отрицания не с сущ. льга «свобода» в форме дательного падежа единственного числа. Перед гласным переднего ряда в ней задненёбный звук г изменился на з» (Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – К.., 1970).

 

Пятое слово. Из грамматического словаря (построение слов обратное) выписываем слова на –зал: танцзал, спортзал, курзал, кинозал, аванзал, автовокзал, аэровокзал, вокзал. По этимологическому словарю определяем, какое из них обозначало место общественных увеселений. Это слово вокзал.

Шестое слово. С корнем –сто меньше ста – только девяносто, которое логичнее было бы писать девятьдесят (как семьдесят, восемьдесят) и которое, кстати, в старославянском языке так и писалось.

Седьмое слово известно – минут.

Восьмое слово. Смотрим по Словарю синонимов финал: окончание – завершение, конец. Их антонимы: начало – почин – старт… Смотрим по этимологическому словарю: конец и начало – это антонимы и в то же время однокоренные слова.

Девятое слово. На слово неделя выходим путём рассуждений. Не делать – не деля. В украинском недiля – воскресенье, т.е. один день, в русском неделя – семь дней.

Проверяем по этимологическому словарю.

Итак, вся тайная запись известна: Место встречи изменить нельзя. Вокзал, 90 минут, начало недели. (то есть в понедельник, в 1.30).

Проведение уроков, посвящённых работе со справочной литературой, в форме увлекательного исследования воспитывает у учащихся желание думать, анализировать, развивать их логическое мышление и пытливость.

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы