Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

урок русского языка «Особенности стиля И. С. Шмелёва» 7 кл
(1 голос, среднее 4.00 из 5)
Автор: Мурунова Г.П.   

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 1 г. Рузы»

                            Открытый урок русского языка в  7 «Б» классе.

       «Особенности стиля И. С. Шмелёва»

Автор: Мурунова Галина Павловна,  учитель русского языка и литературы

         Урочная и внеурочная деятельность порой связана самым теснейшим образом. Так получилось  с Масленицей и данным уроком: показав удаль, «широкость», гулеванность празднования русским народом Масленицы, мне предстояло показать поистине монументальную сдержанность и трепетную, но по-своему звонкую радость Великого поста. И в том, и в другом в равной степени проявляется глубинная суть тайны русской души…

 

 

Тема урока:  Особенности стиля И. С. Шмелёва.   «Вся-то тут Россия наша!»

Цель урока: Услышать Россию в звуке, в слове.

 

Ход урока.

 

  1. Работа у доски.

 

Поработаем над словом.   

                           

                   В книгах И. С. Шмелёва – «крепчайший настой первородных                          русских слов», «на каждом слове – позолота»:

  • Объяснить значение слова первородный
  • Разобрать по составу
  • Почему «крепчайший» настой (речь идёт о превосходная степени качества)
  • О какой позолоте идёт речь (писатель реставрирует слова, придаёт им живительную, волшебную силу, изящество, великолепие)
  • Обратим внимание на слово позолота. Как называется этот приём в русском языке? (метафора).

 

II. Синтаксический разбор предложения.

 

         Всё премудро сотворено – только разумей и радуйся.(БСП. Во IIпредложении вывод того, о чём говорилось вIпредложении. Бессоюзие характерно для стиля Шмелёва)

  • Объясни – премудро (≈ очень).

Словообразующая цепь: мудрый – премудрый – премудро.

Однокоренные слова:

мудрец

мудрость

мудро

  • Определить значение слова сотворено – т.е. создано
  • Определить значение слова разумей (устар.)понимай, постигай красоту русского слова.
  • Корень слова? – ум-

 

III.    Давайте же и мы с вами разуметь, т.е. понимать у И. С. Шмелева силу       и красоту русского слова.

 

Карточка № 1. Учащийся читает текст И. С. Шмелёва, гл.  «Постный рынок».

 

                   «Вся – то тут Россия наша!»

  • Доказать справедливость этих слов.
  • Указать суффиксы причастий, прилагательных, отглагольных прилагательных.

…А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным.  Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут. Вылавливают их ковшами, с палками укропа, с листом смородинным, с дубовым, с хренком ‹…›

…А вот вороха морковки – на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла, кроваво-сахарная, как арбуз. Кадки соленого арбуза, под капустой поблескивает зелёной плешкой ‹…›

…А вот и варенье. А там – стопками ледяных тарелок – великопостный сахар, похожий на лёд и зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон чернослив мочёный, винная ягода на вязках, обсахаренная малинка и рябинка, синий изюм кувшины, бруски помадки с ёлочками в желе, масляная халва.

         А вот и медовый ряд.… Этот мёд называется печатный.

         А вот и лесная наша говядинка, грыб пошёл!

Пахнет солёным, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких местах подвешены вязки сушеного белого гриба.

Прямо из саней торговля. Великий торг! Без весов, на глаз.

  • Понравился текст?
  • Что значит великопостный сахар?
  • Давайте отметим особенность «почерка» И. С. Шмелёва.

 

  • Яркие эпитеты:
  • Метафоры: огурцы золотые; арбуз поблёскивает плешинкой.
  • Сравнения: свекла как арбуз.
  • Олицетворение: играют, пляшут огурцы
  • Метонимия (замена одного слова другим смежного по значению):

         ледяные тарелки – великопостный сахар.

  • Анафора,  синтаксический параллелизм:  А вот…

                                               А вот…

                                              А вот…

  • Инверсия: обратный порядок слов (образное выделение слов, внимание на          слово)
  • Многосоюзие
  • Фигуры умолчания
  • Устаревшая лексика: 
  • винная ягода – инжир
  • кадки –бочки
  • печатный мед –который сам из сот не вытекает
  • Вы заметили: больше односоставных предложений или двусоставных? (Односоставных, назывных. Почему? -  Яркость в описании художественного текста)
  • Присутствует ли напевность?  (Да, русское раздолье, русская душа, которая поёт)
  • Что скажете об авторе?  - наблюдателен, относится к еде - как к святыне (огурец, морковь, сахар, ягода, мёд, гриб – всё это святые продукты питания).

 

 

IV. Работа у доски.

 

Выделить основу предложения, составить схему предложения.

 

  Я вижу, как небо внизу кончается, как всё рассыпано пестро, смутно. (СПП)

 

х       Что?       что                                             [1]

                                              

[1],  [как…2],  [как …3]                      [как…],  [как…]    (параллельное подчинение)

 

  • Обратите внимание на манеру письма: метафоричность, небо – конец.

 

V. Карточка № 2

 

       Москва… Какая же она большая. Я вижу колоколенки, золотой куполок храма Христа Спасителя, белые ящички – домики, бурые и зелёные дощечки – крыши, зеленые пятнышки – сады, темные трубы – палочки, пылающие искры – стекла, зеленые огороды – коврики, белую церковку под ними…

  • Схема однородных членов (дополнения)

 

       --       --       --          --       --       --       --      --        --     прямое дополнение

                       ,          ,         ,         ,         ,        ,        ,                    В. П.

 

  • Что «новое»  отметим у Шмелева?
  • уменьшительно – ласкательные существительные
  • сложные слова (приложение) – спаянность слов
  • многоточие (приём умолчания)
  • разговорный стиль вплетается в текст (художественный).
  • Так  трепетно пишет И. С. Шмелёв о России, находясь за границей. В детстве таким всё это явилось ему, таким и осталось навеки.

 

 

 

VI. Проверка домашнего задания.  Был дан текст.

 

Вопросы:

  1. Как бы вы назвали данный текст?
  2. Заметили ли вы что-нибудь особенное в предложениях? Что почувствовали?
  3. В чём, по-вашему, проявляется выразительность и образность языка И. С. Шмелёва?
  4. Как «работает» цвет в тексте? А Звук?

… из-за монастыря… - розовым шаром солнце, первовесеннее.

  Воздух!... розовый воздух, розовый монастырь, розовые облачка, огнисто-розовые дома, розоватый ледок на лужах, золотистый навоз, подмёрзший, но раздражающе остро пахнущий. Ледок… в кружевцах ледок, в кружевных пелёночках-иголках, и под ними журчит водичка, первовесенняя.  Увидал эти лужи-пелёнки и, как мальчишка, давай похрустывать и смотреть, как из дырок свистят фонтанчики. Страстную радость жизни почувствовал, всеми недрами…и меня вдруг осыпал – защекотал какой-то особенно задорный, трескучий щебет откуда-то налетевших воробьёв.  (Учащиеся читают свои тексты).

  • Цвет – полнота, красота жизни, розовый цвет – чистый цвет
  • Что почувствовали в слове И. С. Шмелёва?  (Почувствовал я силу и красоту слова русского, мягкость его, ласку и раздолье, крепость и сладость).

 

Работа у доски.

 

  • Что ощущаем?
  • сердечный трепет человека,
  • волнение, до боли любящего  свою Россию

«… так бы и смотрел, смотрел… не нагляделся бы!..»

Ничто не выплеснет из меня этот весенний блеск, светлую весну жизни… Вошло – и со мной уйдёт…

  • Назвать части речи, объяснить правописание их.
  • Как понимаете значение слова не выплеснет? (полный сосуд всего увиденного, полнота жизни)
  • Заметим шмелёвский «почерк»:
  • Эпитеты
  • фигура речи
  • метафоры
  • бессоюзие
  • олицетворение
  • умолчание
  • инверсия
  • инверсия
  • односоставные предложения

 

 

  • Дополнительное задание (под запись)

Расставить и объяснить знаки препинания.

Слово«масленица» вмещает в себя и ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, и радость весны, приближающейся к нам, и бесчисленные стопки блинов, и солнечный туманец тонкий…

  • Предложение простое или сложное?
  • Простое:
    1. С однородными дополнениями.
    2. С двумя обособленными определениями, выраженными причастным оборотом

 

Какую?                                                    Какой?

х                                                              х

       дорогу     ,          …..                                  весны      ,        …….

 

 

Итог урока:   2007 год – год русского языка.

                          Цель наша – учиться прекрасному слову у И. С. Шмелёва.

                         Оберегайте язык, цените, любите!

 

 

 

               Приложение к уроку «Особенности стиля И. С. Шмелёва».

                        Лексико-стилистическая работа над текстом.  

 

 

Карточка № 3

  •  В чём, по-вашему, проявляется выразительность и образность слова И. С. Шмелёва.
  • Анализ отрывка из рассказа И. С. Шмелёва.
 
 

Опросы

Ваши любимые предметы