Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Работа над формированием навыков грамотного письма
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: Ломакина Т.Н.   

Работа над формированием навыков грамотного письма.

При изучении русского языка мы нередко встречаемся с такой ситуацией: дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят примеры, соответствующие этому правилу, но, при написании диктанта или другой письменной работы, нарушают его, допускают ошибки. В чем же здесь  причина?                                                    
Здесь надо признать верность пословицы: “Мудрым никто не родился, а научился”. Тем более для такого трудоёмкого, беспокойного дела, которое закладывается в маленьком шестилетнем человеке на всю его последующую жизнь. Все мы, учителя начальных классов, твёрдо знаем: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой. Знаем и ищем причины появления ошибок, пути их искоренения. Я считаю, что основная причина появления ошибок в правописании идёт от неразвитого орфографического “чутья” школьников. Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?                                
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. 
Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия. 
При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм , упражнять их в сравнении , проводить анализ. 
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать   следующие приемы :                                                                                                                             

а) письмо с пропусками “дырками” - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;    
б) можно построить так называемые опорные схемы. 
Учитель  читает предложение и записывает на доске схему                                                                                      
Весной лес оживает. еоие 
С деревьев дождем сыплются листья. c е ь о тся ь . 
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.

Орфографическая зоркость развивается и в процессе работы с “Памяткой”.

Есть прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы “непроизносимые согласные” можно предложить детям написать пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме. 
Можно проводить так называемый “диктант” с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновать свой выбор ее написания. 
Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения ее типа .Начинать эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы” Безударные гласные” можно проводить следующие игры: 
а) “Найди опасное место” 
Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять. 
б) “Светофор”. Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”. 
- Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове опасное место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьте записывать слова. Но сначала посмотрите на схему - опору, (схема - опора с опасными гласными - ёлочка с шишками) 
• Крупное хищное животное с большим грузным телом. 
Он всю зиму в шубе спал, 
Лапу бурую сосал. 
А проснувшись, стал реветь, 
Это зверь лесной .... (медведь). 
• Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. 
Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Пушистый хвост - краса. 
Кто же это ? (лиса) 
• По полю скачет, ушки прячет. 
Встанет столбом -Ушки торчком, (заяц) 
• И в лесу заметьте, дети, 
Есть ночные сторожа. 
Сторожей бояться этих, 
Мыши прячутся дрожа. 
Очень уж суровы 
Филины и (совы) 
- Какие слова записали? (медведь, лиса, заяц, сова). 
Какие из этих слов из словаря? (медведь, заяц). 
Возьмите с елки шишки - буквы и вставьте их в наши слова, (четверо учеников по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая). 
Какое слово здесь лишнее (сова) 
Почему (это птица) 
Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (слышится без ударения “а”, а надо писать “о”. Проверочное слово “совы”) 
- Вспомните правило (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее не медленно ставь под ударение). 
в ) выборочный диктант 
- Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце. 
Выпал снег на порог Кот слепил себе пирог. 
Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, Друг прелестный? 
- Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему? 
(Дети читают слова и сразу называют проверочные) 
Как показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имеют речевые кинестезии ( проговаривание ), они позволяют более тонко и точно воспринимать речь. 
Проговаривание с ясным произношением орфограмм вырабатывает у детей внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадение произношения и написания, не подчиняться слепому произношению при письме. 
Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К.Д.Ушинском, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память. 
Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок. 
Предлагаемые кроссворды, можно использовать для фронтальной, парной, индивидуальной работы. 
А) “Кораблик” 
4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь” 
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов: 
а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать - обижать) и т. д. 
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы