Основные сведения о гимназии

Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Своеобразие 6-ой главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в раскрытии сущности характера Плюшкина средствами художественной детали.
(3 голоса, среднее 3.67 из 5)
Автор: Селиверстова И.В.   

Конспект

открытого урока по литературе

в 9 классе.

 

Учитель МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы» Селивёрстова И.В.

 

Тема: Своеобразие 6-ой главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в раскрытии

сущности характера Плюшкина средствами художественной детали.

Урок-обобщение.

 

Цели урока: 1. Показать умение учащихся следовать на уроке поставленным перед ними задачами;

2. Продемонстрировать различные формы работы на уроке: всем классом, по группам, индивидуально.

3. Воспитывать любовь к художественному слову на примере творчества Н. В. Гоголя;

 

Задачи урока: 1. Выявить своеобразие 6-ой главы в раскрытии сущности Плюшкина;

2. Закрепить навыки работы с художественной деталью в тексте и умение делать выводы, связанные с её ролью в раскрытии характера героя;

3. Сделать необходимые обобщения в конце урока по ведущим темам поэмы: тема опошления (омертвления) человека и тема будущего России.

Оборудование: 1. DVD проигрыватель;

2. диск с художественным фильмом «Мёртвые души»;

3. портреты помещиков;

4. портрет Гоголя;

5. оформленная доска;

6. художественные тексты, листы бумаги

 

На доске эпиграф:

Один за другим следуют у меня

герои один пошлее другого.

Н. В. Гоголь

Ход урока:

Установка учителя:

На сегодняшнем уроке мы поговорим о своеобразии 6-ой главы в раскрытии сущности характера помещика Плюшкина и сделаем необходимые обобщения.

Не забудьте, что в конце урока вам нужно будет сдать листочки с набросками самых важных мыслей и выводов, которые вы сегодня услышите друг от друга.

I. Беседа с классом:

Итак, мы сегодня вместе с главным героем поэмы завершаем путь, проделанный им от Манилова к Плюшкину.

 

 

- А почему именно так я расположила портреты помещиков на доске? (портреты расположены ступенчато) Подсказку ищите в эпиграфе к уроку (прочитать).

Вывод: Путь от Манилова к Плюшкину – это своеобразная «лестница вниз». Значит, Плюшкин занимает на ней самую низкую ступень в нравственном отношении.

Эта «лестница» перед вами!

  1. – В чём же своеобразие 6-ой главы в изображении Плюшкина? Что её отличает от предыдущих глав?

Вывод: В 6-ой главе есть история жизни героя – показано его прошлое, а в предыдущих главах – только настоящее героев. Значит Плюшкин – герой, предполагающий дальнее развитие (герой с развитием).

- А кто ещё в поэме герой с развитием? (П. И. Чичиков)

Дополнение учителя: А если есть прошлое, то должно быть и будущее. Не случайно именно с этими двумя героями Гоголь связывал свои надежды на их перерождение в последующих томах поэмы. Как известно, для Гоголя это стало «камнем преткновения».

  1. – Как же получилось, что Плюшкин стал Плюшкиным?

Задание классу: Сейчас вы внимательно посмотрите фрагмент из художественного фильма, снятого по поэме «Мёртвые души», рассказывающий о прошлой жизни Плюшкина и сравните его с текстом самой поэмы.

- С помощью какой интересной выразительной детали показывается в фильме выразительное превращение Плюшкина в того Плюшкина, которого мы видим в 6-ой главе? И есть ли эта деталь у Гоголя?

(просмотр кинофрагмента)

Вывод: Постепенно наглухо забиваются окна в доме Плюшкина (деталь в фильме) и такая же деталь есть в тексте, только в другой его части – описание усадьбы; ср.: «прочие (окна) были заставлены ставнями или даже забиты досками».

- Что же хочет сказать автор средствами этой детали?

Вывод: Как темно, глухо, пусто и мёртво становится в доме Плюшкина – точно так же наглухо закрывается, «умирает» его душа. Показано, таким образом, постепенное умирание души человека.

II. Работа по группам:

Дальше вы будете работать по группам, каждой группе соответствует свой пункт плана (план на доске):

  1. Усадьба;
  2. Интерьер;
  3. Портрет героя;
  4. Поведение, речь героя.

Задание: Покажите средствами самых выразительных деталей усадьбы, интерьера, портрета, поведения и речи героя «омертвление» его души.

 

1-ая группа

Задание: Прочитайте сначала описание усадьбы Плюшкина в авторском варианте, а затем в переработанном виде, лишённом нужных деталей.

(выразительное чтение фрагмента)

- Вы почувствовали разницу? Несколько велика у Гоголя роль детали в изображении характера! Что же это за детали?

Детали усадьбы: «темно и старо»; «жерди по сторонам в виде рёбр»; «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»; наконец, уже знакомая деталь: «прочие (окна) были заставлены ставнями или даже забиты досками».

Вывод: Мы видим, как всё в усадьбе Плюшкина пришло в упадок («какая-то особенная ветхость во всём»). Этими деталями подчёркивается «ветхость» души самого хозяина – её омертвление.

 

2-ая группа

Войдём в жилище Плюшкина. Какие здесь характерные детали?

Детали интерьера: «тёмные сени, от которых подуло холодом, как из погреба»; «комната тоже тёмная, чуть-чуть озарённая светом»; «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Вывод: Каждой деталью подчёркивается внутренний холод и мёртвость души самого героя: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…».

 

3-я группа

Портрет героя даёт нам возможность поближе к нему присмотреться.

- Какое впечатление производит его облик? (Такое впечатление, что перед нами стоит нищий: «Но перед ним (Чичиковым) стоял не нищий – перед ним стоял помещик».)

- Какая деталь в связи с этим особенно значима?

Деталь портрета: «спина с большой прорехою» - «и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».

- Как вы понимаете эти слова? (Полная пустота, бессмысленность его существования, полное обнищание духа. Всё ниже и ниже опускался Плюшкин, пока не превратился в «прореху на человечестве».)

- А что Гоголь пишет о глазах Плюшкина?

Деталь портрета: «маленькие глазки… бегали, как мыши…».

- Может, эта деталь оставляет ощущение живости? (Ничего подобного – жутко становится от такого взгляда.)

Деталь у Гоголя может носить и более развёрнутый характер. Приведите пример такой детали.

Деталь портрета: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то луч, выразилось не чувство, а какое-то отражение чувства…».

(зачитать далее по тексту)

Вывод: Никаких живых чувств, переживаний, волнений мы не читаем на его «деревянном лице» - всё мёртво в нём.

 

4-ая группа

- Как через детали поведения героя, особенностей его речи подчёркивается всё та же «мёртвость» его души?

Детали поведения: «не говоря ни слова»; «что-то пробормотал сквозь губы»; «начал посматривать подозрительно»; «не мог найти материи (темы), о чём говорить».

Вывод: Ни одного живого движения, жеста – полная бездвижность его существования: не человек, а какая-то «изношенная развалина».

- Как вы думаете, с чем это связано? (Развилась привычка к одиночеству, в доме никого не бывает – так же пусто в его душе.)

- А какие слова в его речи показывают пошлость его существования, последнюю степень падения человека?

Детали речи: «подтибрила», «трескать», «рожа», «мошенник» («мошенница»), «каналья» и др.

Вывод: Ни одного живого, настоящего слова, душа его огрубела, омертвела, и это видно по его речи.

 

III. Итоги урока:

- А заметили ли вы, в чём ещё заключается своеобразие 6-ой главы в изображении Плюшкина?

Вывод: Если повнимательнее присмотреться к Плюшкину, то можно заметить, что в нём есть что-то от каждого помещика. Вот почему этот образ считается одним из сложных у Гоголя.

«Итак, вот такого рода помещик стоял перед Чичиковым!» - восклицает автор.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..».

(зачитать далее по тексту)

Итак, вот такого рода помещики распоряжались жизнями и судьбами сотен и сотен тысяч крестьян по всей крепостной России! – так и хочется воскликнуть вместе с автором.

Напрашивается вопрос:

- Могут ли эти люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину дать что-либо своему народу, сделать что-то полезное для России?

Окончательный вывод: Нет, от этих людей нечего ждать, они ничего не могут дать ни народу, ни России, потому что они нищие духом – люди с «мёртвыми душами».

И как предостережение всем нам вновь звучат слова автора «Мёртвых душ»: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно! Могила милосерднее её, на могиле напишется: «Здесь погребён человек!» - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.»

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы