Основные сведения о гимназии

Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Сопоставление сказок
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: Плясунова Ирина Анатольевна   

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Рузы»

 

 

 

 

 

 

                        СОПОСТАВЛЕНИЕ

 

«СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ»

 

А.С.ПУШКИНА   И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

 

В.А. ЖУКОВСКОГО




 

 

 

 

 

 

Автор: Федорова Надежда

5 «В»  класс


Научный руководитель:

И.А.Плясунова

учитель русского языка  и литературы 

 

 

 

                                                 Содержание

 

стр.

1.     Введение.....................................................................................................1-2

2.     Основная часть.........................................................................................2-13

3.     Заключение.............................................................. …………………13-14

4.     Список литературы...................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение               1 слайд

     Выбор темы объясняется тем, что на уроке мы узнали: сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Мне стало интересно, насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у них первоисточники и как они перекликаются с ними. Я решила сравнить эти произведения. Так родилась тема исследования.                                                                                2 слайд

 

                                                                                                                 3 слайд

   Актуальность темы. В литературе есть статьи литературоведов, исследователей об источниках сказок А.С.Пушкина и В.А. Жуковского (Ю. Соколов, В. Непомнящий), но не рассматривается сравнение этих сказок (или я не нашла). Эту работу предлагают обучающимся учителя на уроках литературы. И я провела сравнительный анализ двух сказок и выяснила их близость к народным. Собранный мною материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях в народной и литературной сказке.  Новизна моей работы в том, что материала по сравнению сказок А.С. Пушкина и В.А. Жуковского в учебниках литературы нет, и он может быть использован как преподавателями, так и обучающимися школы.

 

       Гипотеза. Я  предполагаю, что в сказках «Спящая царевна» Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» Пушкина больше различий, чем общего, что сказку А.С. Пушкина лучше знают и дети, и взрослые, т.к. она ближе к русским народным сказкам.

 

    Объект исследования - тексты: «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского, «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро.

1

    Предмет исследования: сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.

 

      Цель: сравнение сказок А.Пушкина и В. Жуковского, выявление сходства и различия между ними и первоисточниками

 

    Задачи:

1.     Прочитать сказки;

2.     Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского;

3.     Установить их первоисточники;

4.     Выявить родство этих сказок с народными;

5.     Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях;

6.     Провести анкетирование учащихся и родителей;

7.     Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.


     Методы исследованияанализ художественной, научной, критической литературы; сравнение произведений; моделирование гипотезы; анкетирование.

                                                   Основная часть                                     4 слайд

 

     Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин – гениальные русские поэты. Жуковский больше известен как поэт и переводчик, а Пушкин – как поэт, писатель, сказочник. Творческие и личные отношения поэтов – важная страница в истории русской литературы. В течение всей своей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение и привязанность, считал его своим учителем. Именно Жуковский предсказал гениальность Пушкина. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше

2

напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну - «Сказку о царе Салтане…»… Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мертвой царевне…»

Проведем сравнение этих сказок. Литературоведческий словарь дает определение:
Сравнение- это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия.

                                                                                                                5слайд
Предметы сравнения

Название. У Жуковского - «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей.

 

Сюжет. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. 
                                                                                                                          3

Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А некоторые факты указывают на западно - европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

 

Совпаденияв сюжете сказок:                                                             6 слайд

-беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
- причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;
- зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) - мачеха. Они губят царевен;

-с царевен снимается проклятие;

-царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);

-царевны обе красавицы;

-царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек - 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);

-царевны пробуждаются - оживают;

-женитьба спасителей на царевнах;

-колдунья-фея и царица- мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;

                                                                                                                         4

Различия в сюжете сказок:

-судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир;

- у Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок);

-у Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы);

-у Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала;

-королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик;

- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома;

- орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского – веретено;

- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы);

- у Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.

 

 В сказках разные места действия:

 

 у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
 

                                                                                                                                   5

 

 Композиция.


Композиция сказок похожа на  народные, в них есть зачин.


У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.


                                                                             У Пушкина:

                                                                Царь с царицею простился,

                                                                В путь-дорогу снарядился,

                                                                 И царица у окна

                                                                Села ждать его одна.

Завязка:

 

У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери.

У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия:

 у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.
У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем

                                                                                                                             6

Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Кульминация:

у Жуковского:

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.


                                                                        У Пушкина:

                                                             Перед ним, во мгле печальной,

                                                             Гроб качается хрустальный,

                                                             И в хрустальном гробе том

                                                             Спит царевна вечным сном.

                                                              И о гроб невесты милой

                                                             Он ударился всей силой.

                                                              Гроб разбился. Дева вдруг ожила.
 

 

 

                                                                                                                              7

Сказочная концовка - свадьба, пир.

У Жуковского:
Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало.

                                                                               У Пушкина:

                                                                   И никто с начала мира

                                                                   Не видал такого пира;

                                                                   Я там был, мед, пиво пил,

                                                                  Да усы лишь обмочил.


Форма произведения:

сказки написаны в стихотворной форме. Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.

Художественные средства выразительности:                                      7 слайд
Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях.

                                                                                                                               8

                у Жуковского

                      у Пушкина

мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др.

красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др.


Сравнения:                                                                                                    8 слайд

                у Жуковского

                      у Пушкина

вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.

Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?; Всех я краше; Он лесного зверя злей

 

 Финал сказок:                                                                                              9 слайд

     Финал в сказках одинаковый: пробуждение царевен, свадьба, пир. Родственность с народными сказками. Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной. Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их черты и особенности.

     Первое мы видим - отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.

                                                                                                                          9

 

Что же роднит их с народной сказкой?

1.     Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.

2.      В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы - говорящие рак и зеркальце.

3.     В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.

4.     Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.У Жуковского нет троекратных повторов.

5.     Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно - царевна спала 300 лет (3 века).

6.     Используются лексические повторы - анафора:

 

у Пушкина:

Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам?

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотист


И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами


                                                                         у Жуковского:

                                                            Будешь в золоте ходить;               10

                                                         Будешь чудо-красоты;

                                                         Будешь всем на радость ты


                                                        Кони корму не едят,
                       
                                                        Кони сном глубоким спят


                                                        Тот как вкопанный сидит;

                                                        Тот, не двигаясь, идет,

                                                        Тот стоит, раскрывши рот


7. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей).

8. Герои делятся на положительных и отрицательных.

9. У Пушкина сохранены мотив верности, поиска возлюбленной, тема преданности и верности.

10. Падчерица у Пушкина, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.

11. Авторское отношение только у Пушкина - оно передается через описание героев - это признак литературной сказки. Кроме этого,

Пушкин передает собственное отношение к царевне словами «моя душа», к мачехе - через цвет: «на черное дело посылает чернавку, черницу», она «черной зависти полна».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       11

        Проведя исследование, я установила, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в- третьих, преобладают романтические мотивы и элементы.

   А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство:
- в тексте обилие глаголов, придающих событиям динамизм,

- есть авторская оценка героев,

- ввел в композицию народные обращения-заклинания к силам природы,

- вводит в сказку реалистические картины жизни царского двора.

     Мы видим, Пушкин создал истинно народную сказку, она вобрала все традиции русской народной сказки. Обратясь к народным сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных образов. Написанные по похожему сюжету, они воспринимаются как совершенно разные произведения. В пушкинской - русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его

                                                                                                                 12

сказка – прямая наследница народной сказки. Многие слова пушкинской сказки как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи».

      Сказки Пушкина хорошо знают и любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть. Это подтвердило проведенное нами анкетирование учащихся старших классов и их родителей. Ответы показали, что, несмотря на не детский возраст, эта группа людей  знает сказки:                                                                                        10слайд

1.     Знаем сказку Жуковского «Спящая царевна» - 12 человек.

2.     Знаем сказку Пушкина «О мертвой царевне» - 20 человек.

3.     Помните наизусть строчки? Да- 15 человек.

4.     Цитируемые строчки:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. - 15 человек.

                                        Свет мой, зеркальце, скажи

                                       Да всю правду доложи:

                                       Я ль на свете всех милее,

                                       Всех румяней и белее?- 11 человек.


                                       Заключение                                          11 слайд


      Таким образом, проведенное исследование и анкетирование подтверждает нашу гипотезу, что в сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина различий

                                                                                                         13

 больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.                                  12 слайд

Моя  работа имеет практическую пользу. Ее можно использовать на уроках литературы в 5-х классах, т.к. такого материала в учебниках и методических пособиях нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    14

                                 Список литературы

 

1.     Жуковский В.А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.

2.     Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966.

3.     Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Сказки. М.,1967.

4.     Пушкин А.С. Сказки. М., ЭКСМО, 2005.

5.     Сказки братьев Гримм. М. 1997.

6.     Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. [Электронный ресурс] // URL:HTTP://xn—ilabbnckbmc19fb.xn--plai/article/414591/

7.     Шарль Перро. Спящая красавица.[Электронный ресурс] // URL:HTTP://xn—ilabbnckbmc19fb.xn--plai/article/414591/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      15

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы