Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

«ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: И.А. Плясунова   

 

ТЕМА УРОКА:   «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

                           (по рассказу А.И.Солженицына                                                                                                                                                                                        «Матрёнин двор»).

 

Тип урока: урок-исследование

 

ЦЕЛИ УРОКА:

·        помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

·        «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;

·        выяснить, какие качества  позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

                       

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

·        рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

·        портрет писателя;

·        аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;

·        мультимедийная презентация по теме урока.

·        печатная таблица «Способы создания образа героя».     

                                            ХОД УРОКА.

Эпиграф:

                                                                                                   До конца,

До тихого креста

                                                                                                Пусть душа

Останется чиста!

                                                                                                                   Н. Рубцов.

1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

 - Человека? Это кого: меня, его, а может быть,  вон того.., - засмеялись  жители Афин.

- Я ищу человека…

   - Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

 ( Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

 

2.Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

Работа с эпиграфом(записать в тетрадь – проверка в конце урока).                             - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?   

- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

 

3.Проверка д/з. Опрос по содержанию.

- Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4 ) Посмотрите (слайд  №5 ), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

- Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

 

4.Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

   Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6)

 Сл. раб.нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы  и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

 

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит?  Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

- Чем же старая  крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

- Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

Отвечать будете по группам.

 

 

5. Работа в мини-группах, каждой -  карточка с заданием

                                                                                            (карточки прилагаются)

- Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

- Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

 Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич? 

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

 

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

-Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

-  Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?    (заполняется вторая колонка тетради)

 

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

- В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини.  В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования  ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

 

- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По  каким христианским заповедям живет героиня?

 

- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

-Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

 

- А к ней как относятся  окружающие?

Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини  рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

 - Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6.Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода.

 

 Важную роль  в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

- Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому  эпизоду из жизни Матрены? Почему?

- Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе?                                                                                                                         (психологизм) – вторая колонка тетради

7.Работа с учебником.

И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые,  использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов  «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей».

 

- Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны.  «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

- Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с  Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

 

8.Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

- Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

 

- Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей?  (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

 

- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

 

- Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

 

Дом. зад. (слайд №11)

9.Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

 

10.Итог урока.

Релаксация. Возьмите за руку соседа по парте и послушайте песню в исполнении ваших одноклассниц, которая, по-моему, созвучна теме урока (или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»)

 

files/russ/Солжениицын Матренин двор.ppt

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы