Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Театрализованная игра-конкурс МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(4 голоса, среднее 3.25 из 5)
Автор: Мурунова Г.П.   

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Рузы»

Внеклассное мероприятие по литературе

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Учитель Мурунова Г.П.

Театрализованная игра-конкурс

Действующие лица: Аполлон. Артемида. Певец. Пигмалион. Статуя.          Афродита.

Нарцисс. Эхо. Гера. Афина            . Афродита. Парис  

Танцоры в прологе — юноши и девушки.

Для оценки конкурсов можно привлечь к участию в ме­роприятии жюри. Но роль жюри могут выполнять и веду­щие: Аполлон и Артемида.

Костюмы и атрибуты:туники, для Аполлона — арфа, на плечах Артемиды накидка, имитирующая шкуру дикого зве­ря, в руках — охотничий рог или копье, для Афродиты — жезл, увитый цветами.

Оснащение:слайды или фотографии с изображениями гре­ческих и римских богов.

Зрители делятся на дйе команды.

Командами-участницами разучиваются две инсценировки по предложенным отрывкам легенд Древней Греции — «Нарцисс» и «Суд Париса».

 

Раздается мелодия «Сиртаки», появляются танцующие юноши и девушки, одетые в туники и сандалии. Некоторое время они дви­жутся по сцене в ритме танца. Затем музыка замолкает.

Танцоры/хором ) О, славьтесь, Греция и древние Афины! Зовем мы Аполлона с Артемидой!(Убегают.)

Появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Отзвучал греческий танец «Сиртаки».

Артемида. Убежали наши танцоры.

Аполлон. Значит, пришло нам самое время попривет­ствовать наших гостей.

Ар т ем и д а Добрый день! Счастливый час. Чем вы заняты сейчас? Все дела свои бросайте. Быстро присоединяйтесь!

Аполлон. Здравствуйте, уважаемые зрители и участни­ки наших сегодняшних конкурсов.

Артемида. Мы — ведущие этого вечера. Я — Артемида, греческая богиня охоты. А это — мой родной брат по имени Аполлон. Он греческий бог-стреловержец, покровитель та­ланта музыкантов и певцов.

Аполлон. Людям, которые интересуются литературой, искусством и историей нашей культуры, просто необходимо поближе познакомиться с греческой мифологией. Потому что начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скуль­пторы начали широко черпать для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология про­никла и в русскую литературу. Вспомните стихи А.С. Пуш­кина и В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, басни И.А. Крылова.

Артемида. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать окружающий мир. Свои зна­ния они облекали в форму волшебной сказки — мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры, а их образы глубоко проникли в мысли и современного человека.

Аполлон. Действительно, и сейчас могучий. сильный человек называется геркулесом, смелая решительная женщи- на — амазонкой, а красавица — афродитой. А ведь все эти названия :— греческие.

Артемида. Много выражений мы с вами используем, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы гре­ческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. А слышали ли вы словосочетание «гомерический хохот»? Это выраже­ние пришло к нам из произведений древнегреческого клас­сика Гомера. По его мнению, именно таким громовым безу­держным хохотом смеялись боги на вершине легендарной горы Олимп.

Аполлон. Но греческая мифология взаимосвязана с рим­ской.

Артемида. Да как же? Ведь римская мифология про­изошла от греческой.

Аполлон. Совершенно верно. У римлян нет оригиналь­ных историй о богах, у них Нет таких красивых легенд. Но когда Рим перенял греческую мифологию, он все же оказал человечеству огромную услугу. Вот в чем дело. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов сохрани­лось до нашего времени в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусст­ве греков, то за это надо благодарить римлян.

Артемида. Итак, я вижу, что ребята у нас сегодня уже разбились на две команды, чтобы участвовать в соревнова­нии.

Аполлон. Тогда я проведу первый конкурс. Вопросы бу­дут задаваться по очереди каждой команде.

  1. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым отто­го, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость.(Ахилл, или Ахиллес.)
  2. Но как мы помним, непобедимый Ахилл все жб был убит. Почему же его удалось одолеть? И какая поговорка появилась на свет в результате этой легенды?(Отравленная стрелапопала ему в пятку — единственное место, которое не было омыто волшебной водой. Отсюда пошла поговорка «ахиллесова пята», то есть уязвимое место.) Троянская война длилась 10 лет. А кто может вспом­нить хитрый маневр Одиссея, который привел к тому, что его войско одержало победу в этой войне? (Изготовление Тро­янского коня, в котором размещались греческие воины. Тро­янцы подумали, что греки отступили, и внесли прекрасного коня на территорию Трои. Ночью греки вышли из коня и захватили город.)
  3. Как называлась рубашка, состоящая из множества ме­таллических колечек, скрепленных между собой? Такую ру­башку придумали в Древней Ассирии. Ее носили и русские богатыри в X веке. А теперь ее можно видеть только в музе­ях,(Кольчуга.)
  4. Наверняка многим известна поговорка «со щитом или на щите». Так в одном из греческих городов напутствовали воинов, провожая их на сражение. Оно означало — или воз­вращайся со щитом — с победой, или же на щите, то есть мертвым. Назови этот древний город.(Спарта.)
  5. Древнегреческий философ Демокрит писал: «...На све­те существует не одна, а множество вселенных». Один из пол­ководцев Греции прочитал эту фразу и очень огорчился «А ведь я еще не завоевал и эту!» Назовите имя этого отчаянного полководца.(Александр Македонский.)
  6. Вспомните еще одно имя, которым наградил народ Алек­сандра Македонского за его военные завоевания.(Александр Великий.)
  7. Греки были великими мореплавателями. Вспомните; сколько в древности существовало способов ведения боя в воде на кораблях.(Три. Первый — проплыв, когда корабль проплывал так близко к кораблю противника, что ломал у последнего весла. Второй — таран, когда один корабль слов­но проплывал сквозь другой, ломая при этом корабль про­тивника своим носом. Третий — абордаж. Корабль против­ника в этом случае подтаскивали к себе прямо за борт спе­циальными креплениями и устанавливали между двух кораблей особые мостки.)
  8. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнова­ния? Они названы в честь греческого города.(Марафон.)
  9. Постарайтесь вспомнить, в честь какой военной побе­ды в 490 году до нашей эры была установлена дистанция соревнования — 42 км 195 метров.(У города Марафон вели бой греческое и персидское войска. Бой закончился победой греков. Самый быстрый гонец был послан в Афины с сообще­нием о победе. Он пробежал ровно 42 км 195 метров и крик­нул жителям Афин: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Пос­ле чего он упал и умер от изнеможения и усталости.)

Артемида. Молодцы наши ребята. Только к последнему вопросу я хочу дать маленькое уточнение. Греческая дистан- ция марафона равнялась 42 км. А оставшиеся 195 метров были присоединены к общей трассе лишь в конце XIX века по просьбе королей Англии. Тогда у них проводился мара­фонский забег, и по просьбе королевских особ трассу продли­ли, чтобы финиш оказался как раз напротив королевской трибуны. Ответ на следующее задание команды дадут в письменном виде. Вот вам по листку бумаги.(Раздает ко­мандам листки бумаги.) На них следует написать имена бо­гов Древней Греции и Древнего Рима. Какая команда вспом­нит большее их количество? Для удобства сравнения прошу имена выписывать в столбик и нумеровать их. Тогда при срав­нении сразу будет видно, кто сколько имен вспомнил.(Ко­манды выполняют задание.)

Аполлон. Артемида, сестра моя, пока команды трудят­ся над письменным ответом, я думаю, что для наших зрите­лей мы покажем сценку «Скульптор-женоненавистник».

Артемида. Мы приглашаем на сцену наших актеров. Итак, силой вашего воображения сейчас мы перенесемся в мастерскую греческого скульптора.

Аполлон и Артемида отходят в сторону. Появляются Певец и Пигмалион.

Певец(пафосно декламирует) О, златокудрая Афродита! Даришь ты счастье тому, кто верит в тебя И кто тебе служит! Я вам поведаю оду о том, Как на прекрасном, на греческом острове Кипре, Скульптор талантливый жил с именем Пигмалион. Главное свойство его — ненавидел он женщин.

Пигмалион(уверенно) О, женщины, они — исчадье ада! Без женщин жить свободно мне отрада! Я лишь в искусстве вижу жизни смысл!

Певец (зрителям, язвительно ) И вот, поди, на эту фразу подивись!

( Пигмалиону.) Возьми же мрамора кусок, возьми резеци молоток,

Да изваяй, себе на славу, детей, играющихв дубраве,

Иль божество, застывшее в истоме,или теленка на соломе.

Пигмалион Э, нет! Ведь настроенье творчеству я подчиняю, А потому красавицу из камня изваяю.

Певец Коли тебе теленок не годится, Так изваяй красавицу-девицу.

Пигмалион Ты будто мысли все мои читаешь. Что сделаю я, ты сейчас узнаешь.

Под торжественную музыку Пигмалион делает выразительные движения, имитируя рубку куска мрамора. Затем свет на мгнове­ние гаснет. Когда он зажигается, перед скульптором оказывается статуя, накрытая простыней. Пигмалион торжественно сдергивает простыню, под которой спрятана красивая девушка — статуя. Певец ахает от восторга.

Певец(восторженно) Какие линии и тонкая работа, А говорил — тошнит от женщин что-то! Пигмалион Но что со мной, то счастье или нет, Перед красой статуи меркнет белый свет. И я влюблен, я покорен...

Певец. Что это там бормочет он?

Пигмалион Да будь я проклят, я — Пигмалион,

Коль в эту статую всем сердцем не влюблен!

И на колени перед камнем я бросаюсь,

И к мраморным ступням легонько прикасаюсь,

И для нее куплю я дорогие ожерелья,

Браслеты, диадемы, прочие каменья!

Певец приносит украшения. Пигмалион украшает статую.

Певец. Ты одевал ее в роскошные одежды?

Пигмалион Но холодна она, как мрамор, все, как прежде! Что делать? От любви совсем сгораю! Я все б отдал, лишь будь она живая.

Певец Могу совет тебе я добрый дать. Она легко живою может стать, Лишь только к алтарю во храм сходи ты И попроси об этом Афродиту!

Пигмалион. Афродиту?

Певец Да, эту златокудрую, прекрасную богиню, Что дарит всем любовь. Иди, молись святыне.

Появляется Афродита. В ее руках волшебный жезл, увитый цветами. Певец и Пигмалион бросаются перед ней на колени.

Афродита Что слышу я! Сам женоненавистник, Что женщин проклинал, любовь кто прогонял, Призвал меня, чтобы любовью мертвый камень пробудить! (Приказывает жестом им подняться.) Пигмалион Молю я, помоги, мне трудно дальше жить. Иль помоги, или убей: мне смерть покажется

милей.

Афродита(ходит вокруг статуи, рассматривает ее) Мечтаешь ты, чтобы забилось это сердце, Ты хочешь, чтоб ожили те глаза...

Пигмалион Тогда могла любовь бы разгореться, Ну, а пока моя лишь катится слеза... (Закрывает лицо руками, плечи его вздрагивают.)

Афродита Твоя любовь — твое проклятье, Ты думал, что тебя она не обожжет? Так пусть же эта дева в белом платье Сейчас же перед нами оживет! (Взмахивает волшебным жезлом.)

Звучит торжественная музыка. Статуя оживает.

Пигмалион О счастье, ожила моя скульптура! Ее лицо, ее одежда и фигура! Какие руки у нее, какая шея! А как же ты зовешься?

Статуя. Галатея.

Афродита в последний раз взмахивает жезлом и уходит. Пигма­лион подает руку Галатее. Пигмалион и Галатея, взявшись за руки и не отводя друг от друга восхищенных глаз, уходят следом за Афродитой.

Певец (зрителям )Авось и свадьба выйдет шито-крыто! Да здравствует богиня Афродита! Что стало с женоненавистником потом? Он мужем любящим стал и отцом. Любите женщин, в них вся жизни соль, Ведь это знают — и бродяга, и король. (Кланяется, уходит.)

Снова появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Вот такая совсем взрослая история.

Артемида. А мораль в ней такова: нельзя отказываться от того, что предназначено каждому из смертных судьбой.

Аполлон. А теперь я предлагаю подвести итоги второго конкурса.

Артемида и Аполлон собирают у команд листки бумаги, зачи­тывают вслух имена греческих и римских богов.

Артемида. В этом конкурсе лучшей оказалась коман­да...(называет команду). А общий счет за два конкурса... (называет итоги двух конкурсов).

Аполлон. И снова конкурс. Я прошу команды напрячь память, вспомнить легенды Древней Греции и ответить на следующие вопросы.(Задает вопросы.)

  1. Боги, живущие на горе Олимп, славились своим ров­ным характером. Они почти никогда не показывали волне­ния, а могли хорошо скрывать гнев или беспокойство. Каким выражением, явно пришедшим к нам из Древней Греции, мы теперь называем умение человека хранить душевное рав­новесие?(Олимпийское спокойствие.)
  2. Как назывались волшебные существа мифов, которые были наполовину лошадьми, а наполовину людьми?(Кен­тавры.)
  3. Вспомните, как называлось чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в лабиринте?(Минотавр.)
  4. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею победить злого Минотавра. Кроме того, герой не заблудился в лаби­ринте, а нашел из него выход. Вспюшире, как помогла ему Ариадна? Теперь этим выражением, принято называть помощь человека в трудной ситуации.(«Нить Ариадны.)
    1. Какое имя носила женщина, вместо волос на голове ко­торой были змеи. Она обладала даром обращать людей в ка­мень при помощи только своего взгляда.(Медуза Горгона.)
      1. Как назывался главный храм Афины?(Парфенон.)
  5. Кто такие гекатонхейры?(Сторукие и пятидесятиго- ловые великаны, их силе никто не мог противостоять.)
  6. Что послужило причиной начала Троянской войны? (Похищение прекрасной Елены.)
  7. Вспомните путешественников-аргонавтов, которых воз­главлял храбрый Ясон. Что они должны были привезти из Колхиды в Грецию?(Золотое руно.)

10. Назовите число подвигов, которые совершил Геракл. (Двенадцать.)

Артемида. В этом конкурсе у нас победителем стала команда...(называет команду).

Аполлон. Теперь я думаю, что пора провести конкурс домашнего задания наших команд. Они должны были приго­товить инсценировки по сюжетам древнегреческих мифов.

Артемида. Подготовили, ребята?

Зрители. Да!

Артемида. Тогда прошу исполнителей подняться на сце­ну. Представление показывает первая команда. Ее инсцени­ровка называется «Нарцисс». Аполлон ударяет по струнам арфы. Артемида и Аполлон отходят в сторону. Выходят участники сценки: Нарцисс и нимфа Эхо.

Нарцисс. Хорошо гулять мне, красавцу Нарциссу, по этому лесу.

Эхо. По лесу!

Нарцисс. Кто здесь?

Эхо. Здесь!

Нарцисс. О... Ты, видно, нимфа лесная?

Эхо(соглашается). Нимфа лесная.

Нарцисс. Нет, не хочу я разговаривать с тобой. Уйди от меня прочь!

Эхо(горестно).Прочь?

Нарцисс. Ты отвечаешь мне, как эхо. Как твое имя, ним­фа-эхо?

Эхо. Эхо!

Нарцисс. Слышал я, что великая богиня Гера наслала на тебя наказанье, что не умеешь ты разговаривать, как де­лают это обычные люди и боги, а можешь только повторять последние слова.

Эхо(кивает). Последние слова.

Нарцисс. А что ты ходишь за мной? Уж в меня ты, ча­сом, не влюблена?

Эхо (тяжко вздыхает, протягивает руки к Нарциссу). Влюблена.

Нарцисс. Ты меня не достойна!

Эхо. Достойна, достойна!

Нарцисс хохочет. Эхо, закрывая лицо руками, убегает прочь. Появляется Афродита.

Афродита. Ты не принимаешь моего великого дара, ко­торый зовется любовью? Я, Афродита, богиня любви и веч­ной юности, насылаю на тебя кару. Того, кого первого уви­дишь ты этим вечером, ты полюбишь очень сильно.(Ухо­дит.)

Нарцисс. Вот прелестный пруд, погляжусь в его воду, не растрепались ли мои золотые кудри, не спал ли нежный румянец со щек.(Смотрится в воображаемый пруд.) Ах, как я хорош! Я никогда ничего лучше не видел в жизни сво­ей! И пусть я пропаду, но больше всех на свете я люблю само­го себя... Что со мной, я погибаю... Так наказала меня Афро­дита.(Уходит.)

Плача, выходит Эхо. Следом за ней идет Афродита.

Афродита. Ты плачешь, что Нарцисс тебя не полюбил?

Эхо. Не полюбил.

Афродита. Ав память о нем вырос возле пруда цветок, белый и нежный. И носит он название — нарцисс.Эхо. Нарцисс.

Афродита. Этот цветок будет напоминать нам о гордом, красивом и очень бесчувственном юноше. И будет нарцисс считаться цветком смерти.

Эхо и Афродита уходят. Снова появляются А п о л л о н и Ар­темида.

Артемида. Кстати, от имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим.

Аполлон. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о собственной неописуемой красоте, тот, вероятно, страдает нарциссизмом. Аполлон(снова ударяет по струнам арфы). Отлично. А теперь конкурс продолжает вторая команда. И ее сценка называется «Суд Париса».(Уходят.)   ■у/'

Появляются Афина, Афродита и Гера. Они несут «золо­тое яблоко».

Гера. Явилась богиня раздора Эрида к нам, трем могуще­ственным богиням.

Афина. Она кинула нам золотое яблоко!

Афродита. А на яблоке надпись «Прекраснейшей»!

Г е р а. Я считаю, что яблоко это принадлежит мне. Ведь я — Гера, царица богов и людей. И я — самая прекраснейшая.

Афина. Почему это ты? Я — самая прекраснейшая из богов. И только я — Афина, богиня войны. Кто посмеет спо­рить со мной?

Афродита. Я посмею поспорить. Это яблоко без ссоры и без спора должно принадлежать мне. Ведь я — Афродита, богиня любви, вечной молодости и красоты

Гера. Нам самим не решить этот спор. Что же делать?

Афина. Давайте обратимся за помощью к сыну пастуха по имени Парис.

Афродита. И пусть же он решит наш спор, учинит нам суд и вручит яблоко самой прекраснейшей из нас, трех бо­гинь.

Выходит Парис.

Парис. Я — Парис. Среди своих сверстников я отлича­юсь силой и ловкостью. Только что я спас своего товарища от стаи разъяренных волков!

Гера. А теперь помоги нам, Парис.

Парис. Кто вы?(Испуганно.) Вижу я, что не простые вы смертные. На вас наряды из парчи и шелка, да золотые укра­шения. И вы все три так прекрасны, что я не могу отвести от вас глаз!

Афина. Мы — богини с Олимпа.

Афродита. Я — Афродита. Это Гера и Афина. И тебе, Парис, простой смертный, мы вручаем это яблоко и наши судьбы.

Парис. Что вы хотите от меня?

Гера. Рассуди наш спор.

Афина. И присуди это яблоко самой прекраснейшей из нас.

Гера. Присуди яблоко мне, Гере, и тогда я награжу тебя. Я присужу тебе власть над многими землями.

Афина. Присуди яблоко мне, Парис. Ведь я -г- богиня войны, Афина-Паллада. И тогда я сделаю тебя великим пол­ководцем, и у тебя будут слава и мировые победы.

Парис. А ты, златокудрая, что молчишь?

Афродита. А что я скажу? Ведь я —■ Афродита. Я не могу дать Тебе власти над миром или произвести в полковод­цы. Зато я пообещаю тебе самую прекраснейшую из смерт­ных женщин в жены!

Гера и Афина пренебрежительно смеются над Афродитой.

Парис. Что? Прекраснейшую из смертных женщин мне в жены?

Афродита. Да!

Парис. А кто она?

Афродита. Дочь Зевса — прекрасная Елена.

Парис. Возьми же яблоко да выполни свое обещание, пре­краснейшая из богинь, Афродита!(Отдает яблоко Афроди­те.)

Афродита ликует, Гера и Афина хватаются руками за головы, страдая. Участники второй сценки уходят. Снова появляются^ Аполлон и Артемида.

Аполлон. Необходимо оценить театральное мастерство наших исполнителей.Выставляют оценки командам, объяв­ляют победителя этого конкурса.

Снова звучит музыка танца «Сиртаки».

Артемида. Что это за шум? Мне кажется, что это воз­вращаются наши танцоры.

Появляются танцоры — юноши и девушки. Они весело перего­вариваются и приглашают потанцевать вместе с собой.

Аполлон. Я приглашаю присоединиться к ним наших игроков. Чья команда станцует лучше, той я засчитаю два дополнительных балла.

Из команд выбираются ребята, готовые протанцевать «Сиртаки». По окончании конкурса Аполлон награждает обе команды — за сме­лость и старание.

Артемида. А теперь нам пришло время подводить итоги.

Аполлон. Обе команды были хороши и показали высо­кое знание мифов Древней Греции. Но победителем у нас стала команда...(называет команду).

Артемида. Поздравляем всех ее участников с победой. (Вручает приз.

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы