Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Урок - суд «Надо ли было отменять крепостное право?»
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
Автор: Сентякова Н.С.   

Урок - суд «Надо ли было отменять крепостное право?»

Цели урока:
Используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы;
Продолжить работу над развитием у учащихся навыков высказывать свою точку зрения по данному вопросу и умение ее доказывать.

Секретарь. Господа, встать, суд идет!(входят судьи.)
Судья. Начинается слушание дела по поводу отмены крепостного права. Главный обвиняемый — крепостное право. Слово предоставляется господину прокурору.
Прокурор. Господа, я прошу внимательно меня выслушать. Крепостное право - это самое позорное явление в такой великой стране, как Россия. Крепостных людей превратили в рабов. Их жизнь находится в руках помещиков. Они могут их сечь розгами и палками, заключать в смирительные и работные дома, отдавать в исправительные и арестантские роты гражданского ведомства (сроком до 6 месяцев), ссылать в Сибирь.
Крепостной не имеет право жаловаться на господина. За это ему грозит 50 ударов розгами. Помещики были твердо убеждены, что крепостные — рабы
и обращаться с ними надо как со скотом, лишены крестьяне и земли, та земля, которую они веками обрабатывали, принадлежит дворянам. Разве это не позор? Русский крестьянин — основа народа, творец материальных ценностей, защитник отечества, превращен в предмет купли-продажи, его могут продать. Обменять на собаку. Люди, опомнитесь, подумайте о своей стране. Смыть этот позор может только отмена крепостного права. Я требую, господа судьи, и настаиваю на этом твердо — отменить крепостное право.
Секретарь. Спасибо, господин прокурор. Слово предоставляется свидетелям. Первый свидетель, проходящий по делу суда, - крепостной крестьянин Московской губернии.
Крепостной крестьянин. Господа, пощадите, нет сил больше так жить. Чтобы не умереть с голоду и прокормить семью, приходится работать 7 суток в неделю. Шесть дней на барина. Воскресенье и ночи наши. Будет лениться наш брат, с голоду умрет. Страшно за детей, их ждет такая же доля.
Судья. К нам прибыли крепостные работники — люди с Уральских заводов Демидова.
Уральский крепостной крестьянин. Господа дорогие, не легче и наша жизнь крепостных работников. Согнали нас сюда, как скот, работаем без продыху, пыль угольную глотаем. И сколько ни работай — денег не увидишь, потому как высчитывают и за подушные, и штрафы, и надсмотрщику дай, и уставщику поднеси, и шестому десятнику тоже. Самый расторопный за год зарабатывает десять рубликов — хуже скота. На содержание заводской лошади Демидов отпускает 12 целковых и 21 копеечку. Так лошадь хоть какой-то роздых имеет, а работник с темна до темна в каторге.
Уральский крепостной крестьянин. А как зверствуют уставщики и надсмотрщики — сущие враги. Есть у нас один такой — Игнатий Раздавленный. Был мужичишка на вид неприглядный -рыжий, плюгавенький — а зла неимоверного, прямо-таки собачьего, зверствует над людьми сильными и пригожими, вгоняя их в чахотку и в ничтожество. Был у нас Иван Гаряев - смелый, справедливый, не лебезил никогда перед уставщиками. Так возненавидел его, поставил на самую трудную работу - выжег угля. К концу года от певуна и затейника Ивана Гаряева остались кожа да кости. А когда начался выжиг, ползал Иван в газу да в дыму - совсем на человека перестал походить, умом тронулся. Но не уберегли мы его. Заставил его Игнатий влезть на кучу угля, где был вход в печь. Видели, как странно улыбнулся он улыбкой помешанного. Пошел Иван на кучу, поднялся на верх и сделался кровавым, когда провалился дерн, взметнулся огонь, поглотив его. Лишь страшный крик, от которого поднялись на головах мужиков шапки, мгновение висел в воздухе, но мужики не выдержали, кинулись на Игнатия и бросили его в огонь. Страшный грех совершили мужики, но как же быть, ведь никто не хочет заступиться за крепостного мужика. Господа судьи, хоть вы нас пожалейте.
Крепостные Салтычихи. Мы тайно сюда пробрались, чтобы наша хозяйка не знала — помещица Салтычиха. Защитите господа нас. Судья. Право предоставляется крестьянам, приехавшим к нам с Севера. Крестьянин с Севера. Люди говорят, что легко живется, что на Кольском полуострове нет помещиков-крепостников, но это не так. Везде они есть, душегубы, так же дерут с нас оброк, а нам почти ничего не оставляют. Худо везде живется мужику.
Секретарь. Слово просят наши господа-интеллигенты.
Писатель. Господа! Страшное явление такое, как крепостное право, оплело всех, не обошло оно стороной и людей искусства, ученых и поэтов. Сколько их живет в крепостной неволе! Взять хотя бы Тараса Шевченко. Великий писатель-поэт родился в крепостной семье. Может, никогда бы мы и не читали его произведений, если бы ему не помогли друзья. А сколько таких талантов живут хуже собак. Пора положить конец этому безобразию, господа.
Адвокат. Я всех вас внимательно выслушал, господа, и понял, что многие выступающие думают только о своей личной выгоде и не думают о России. Вы подумайте, что будет с матушкой Россией, если мы отменим крепостное право. Полный развал произойдет, мужик и так лодырь, а если его не заставлять работать, он совсем разленится и не будет работать, то погибнет Россия. Мужика надо держать всегда под контролем, иначе дела не будет. Господа, неужели вам хочется Разиных и Пугачевых? Подумайте об этом. России нужен порядок, и только крепостное право сможет его обеспечить.
Офицер. Я офицер, господа, истинный дворянин. Подумайте об армии, господа. Ну отмените вы крепостное право. Неужели вы думаете, найдутся мужики, которые по собственному желанию пойдут служить в армию? Все кричат, что в армии с солдатами жестоко обращаются. Не жестоко, а строго. Но так и должно быть, ведь мы воспитываем солдат, а не барышень. А крепостное право поможет нам наладить порядок. Я против крепостного права.
Судья. Спасибо, господин адвокат. Господа присяжные заседатели! Судебные прения окончены, и вам предстоит произнести ваш приговор. Секретарь. Прошу всех встать, суд удаляется на совещание.
Приговор выносят учащиеся, каждый может высказать свою точку зрения. Судья подводит итог.


Литература:
1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории, Москва, 2001г.
2. Журнал. ПИШ№3,2003г.
3. Зырянов, История России Х1Хвек.

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы