Финансово-хозяйственная деятельность

Платные образовательные услуги

Стипендии и иные выплаты

Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

GISMETEO: Погода по г. Руза

СОЗДАНИЕ МАКЕТА КНИГИ «НОВОМУЧЕНИКИ, В ЗЕМЛЕ РУЗСКОЙ ПРОСИЯВШИЕ»
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
Автор: Administrator   

 

Замяткина Таисия, Исаева Маргарита, Федотова Полина, Хренков Данил, Четверикова Мария,   8 класс; Ильяшенко Василий, 11 класс

МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»  Московской области

Руководитель — Ветлянских Марина Васильевна

 

По благословению благочинного Рузского округа

протоиерея Игоря Лепешинского

Актуальность и важность данной проблемы для нашего – Рузского -  района

В июле 2014 г. инициативная группа школьного краеведческого объединения «Следопыты» приступила к выполнению  заказа Русского культурно-просветительного фонда имени святителя Василия Великого  – созданию макета книги «Новомученики, в земле Рузской просиявшие».  Весной 2015 г. мы «отчитались» о проделанной работе  на нескольких конкурсах разного уровня. Проблема, которая «заставила» нас откликнуться на предложение уважаемых взрослых людей, несомненно, актуальна - восстановление исторической памяти. Т. о., участием в акции мы заявляем о своей гражданской позиции. Предполагаем, что полученный в результате исследований материал будет интересен и полезен и школьникам, начинающим приобщаться к духовным корням Отечества, и любому человеку, хоть немного думающему о судьбе России.

В истории нашего государства существуют факты, которые трудно оценивать, опираясь лишь на принцип историзма. К ним относится и период  репрессий[[1]] 1937-1938-го  годов, жесточайший период истребления священнослужителей.

В конце Xв. на Русь пришло православие, и за 900 лет жизни с ним и в нем русский православный человек сотворил такие чудеса, выпестовал такую культуру, которыми восхищается сегодня весь просвещенный мир. Мы же сами, создатели, порой смотрим на свое «достоянье на все времена», как будто оно не наше. И период репрессий,  – тоже как будто не из нашей истории. Именно это противоречие и обусловило необходимость разрешить вопросы: как следует толковать настоящее значение слов Государственного гимна Российской Федерации[[2]]: «священная наша держава», «Славься, Отечество наше свободное», «предками данная мудрость народная»?

Ответы искали в далёком и суровом 1942-ом году. Тогда русский мыслитель И. А. Ильин записал: «Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего Отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный лик» …[[3]] Присоединяясь к мнению И. А. Ильина, мы понимаем национальное возрождение России как ее духовное возрождение, невозможное без воспитания в традициях великой русской культуры, благодаря которой за прошедшие века из множества разных народностей и был рожден русский народ.

О непреходящей роли ценностей Православия в возрождении страны  сказал, будучи еще председателем  Правительства Российской Федерации, и Владимир Путин: «После развала Советского Союза наши граждане не могли опираться морально ни на что другое, кроме как на религиозные ценности. Благодаря им обреталась  моральная, нравственная основа, почва под ногами, что чрезвычайно важно для стабильности общества, для будущего государства и для каждого конкретного человека».

Подчеркивая, что наше государство светское, В. В. Путин заявил, что  «сегодня задача и обязанность государства не только в том, чтобы возвращать награбленное когда-то у церковных организаций государством, а и в создании условий для совместной эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны, прежде всего … в духовно-нравственной сфере, в деле воспитания молодых людей»[[4]].  Это, по нашему представлению, и означает «Славься, страна!»,  «Отечество наше свободное», «хранимая Богом родная  земля»!

А славу родной  земли упрочили люди, «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах Родины»[[5]] сохранившие верность, глубочайшее уважение к её священным корням. Сохранившие верность ценой собственной жизни. Это новомученики и исповедники Российские, Рузскую землю прославили 15[[6]] из их числа. Речь идёт о священниках и мирянах, отдавших жизни за веру в те годы, когда религиозные организации официально были объявлены «единственной легальной контрреволюционной силой»[[7]], пользующейся влиянием в массах, что послужило началом войны против Русской Православной церкви.

Несмотря на многочисленные обращения СМИ к данной теме, аналогов нашей работе мы не нашли. Авторский коллектив надеется, что научно-популярное издание «Новомученики, в земле Рузской просиявшие» позволит нашим землякам

- по-новому, глубже всмотреться в станицы отечественной истории,

- открыть для себя новые – добрые – имена, за которыми нетрудно разглядеть идеал, пример верности своим убеждениям,

- открыть образцы духовного подвига,

- самим обрести духовные корни,

- убедиться в необходимости восстановления исторической справедливости, а через всё это обрести любовь, уважение к своей малой Родине.

В этом мы видим социальную значимость своей работы.

Итак, цель проекта – создание макета книги «Новомученики, в земле Рузской просиявшие». Задач много:

1. Найти документы, относящиеся к периоду, названному в истории «сталинскими репрессиями», конкретно – 20-30-х годов.

2. Создать базу имен новомучеников, прославившихся в Рузском районе.

3. Создать базу фотографических и иконописных изображений новомучеников, прославившихся в Рузском районе.

4. Посетить храмы, в которых служили прославленные священники, зафиксировать современный вид культовых строений.

5.Определить круг потенциальных респондентов, опросить настоятелей, прихожан действующих храмов на предмет увековечения имен новомучеников и почитания их подвига.

6. Разыскать родственников новомучеников, опросить их на предмет исследования.

7. Побывать на месте мученической смерти новомучеников, найти их имена на могилах.

8. Посетить музей в Бутово, определить, как сохранены и увековечены имена героев нашего поиска.

9. Составить карту Рузского района по одноименной с названием проекта теме.

10. Определить место собственных усилий по восстановлению духовных святынь родного края в деле восстановления исторической справедливости.

11. Составить аналитическую таблицу с описанием духовных подвигов наших героев.

12. Отредактировать материал к публикации.

13. Подготовить презентацию, текст беседы (лекции) для популяризации результатов поиска.

Объект работы– жития новомучеников, предмет – обстоятельства, в которых совершён духовный подвиг.

В процессе работы мы пользовались следующими методами:

а) теоретическими: анализ печатных источников; синтез; обобщение; систематизация; интерпретация;

б) эмпирическими: интервьюирование; наблюдение.

Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме

Для  восстановления истинной  картины событий описываемого периода – репрессий 30-х годов XXвека - мы обратились к документам данной эпохи и постсоветского периода.  В них достаточно емко отображена история взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства – Советского Союза, затем России. Проследим ключевые моменты каждого документа:

 

Дата принятия

Название документа

Ключевые моменты

1.

20. 01.

1918

«Приказ о прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей на совершение церковных обрядов»

Выдачу средствна содержание церквей, часовен и совершение церковных обрядов прекратить…

2.

23. 01.

1918

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с (этим), отменяются.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается, поскольку они не … сопровождаются посягательствами на права граждан.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

13. Все имущества церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные … для богослужебных целей, отдаются в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

3.

25. 02.

1922

Письмо патриарха Тихона Председателю ВЦИК М. И. Калинину

В инструкции … гласилось: «Пожертвования Церкви в пользу голодающих состоят также и в церковных драгоценностях. Последние жертвуются, учитываются и передаются …согласно особо выработанной инструкции».

Мы поверили … документу — и обманулись. … Нас обвиняют «в алчности золота». Но … мы в полной неприкосновенности храним из глубины веков дошедшие до нас церковные сокровища, имеющие значение святыни или историческое, и хотим сберечь их для грядущих веков, и, наоборот, все, что не имеет такого значения, сейчас же допускаем верующим отдать на помощь голодающим, как имеющее ценность только по материальной стоимости.

4.

26. 02.

1922

Постановление ВЦИК «Об изъятии музейного имущества»

1.… изъять из церковных имуществ … все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа.

3. Пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным присутствием представителей групп верующих…

4. … исключительно на нужды помощи голодающим

5.

19.03.

1922

Секретное письмо В. И. Ленина членам Политбюро

Именно теперь, когда в голодных местах  < едят >людей >   < и   на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы должны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления...

… Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей  мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь... ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс...

6.

10.04.

1922

Воззвание к петроградской православной пастве Вениамина, Митрополита Петроградского

… добровольные пожертвования Церкви и церковных людей признаются недостаточными.
       Я своей архипастырской властью разрешаю … жертвовать на нужды голодающих и другие церковные ценности, …, но не касаясь святынь храма (св. престолы и что на них, вместилища святых мощей и особо чтимые иконы).       К пожертвованиям призываю приступить немедленно и сдать таковые … в места, указанные представителями гражданской власти. …       Но если гражданская власть, …, сочтет необходимым приступить к изъятию и …  святынь, … убедительно призываю пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему в наших храмах изъятию… Со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия …

7.

24. 01. 1929

«О мерах по усилению антирелигиозной работы»

Усиление социалистического строительства … находит свое яркое выражение на религиозном фронте... происходит процесс изживания религиозности…

… каждая административная мера … должна сопровождаться разъяснением трудящимся массам, что … меры принимаются против антисоветской … деятельности религиозных обществ, не являются «гонениями» на веру

организовать систематическое руководство антирелигиозной пропагандой, изживая недооценку важности борьбы с религией…

организовать широкие массы на борьбу с религией, правильное использование бывших … церковных зданий и земель, устройство в бывших монастырях мощных с-х коммун и т.п., не допуская … существования в этих монастырях религиозных организаций.

решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т.н. безрелигиозном воспитании…

борьбы с религией на страницах периодической прессы …Главискусству Главлиту … Обратить внимание Госиздатов

Комитету по делам печати включить в план первоочередного снабжения бумагой издательство «Союз безбожников» и прекратить снабжение бумагой религиозных издательств и организаций.

…  религиозные организации … являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы. …

8.

1936

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик

Статья 124.   В  целях  обеспечения  за  гражданами  свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами

9.

3. 07. 1937

Письмо И. В. Сталина «Секретарям обкомов, крайкомов и ЦК нацкомпартий»

… взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки…

10.

30. 07.

1937

Приказ народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 00447

… в деревне осело значительное количество … в прошлом репрессированных церковников…

…все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских… преступлений…

ПРИКАЗЫВАЮ

I.  Контингенты, подлежащие репрессии.

6. Наиболее активные элементы из… бывших церковников…, которые сейчас содержатся в … лагерях…

II. О мерах наказания репрессируемым и количестве подлежащих репрессий.

1.Все … антисоветские элементы разбиваются на две категории:

а) к первой категорииподлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, – РАССТРЕЛУ. …

2. Согласно представленным учетным данным… (намеченных к репрессированию по первой и второй категориям, итого по области)

Московская область   5000   30000   35000

 

1993

Конституция РФ

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

12.

15. 03.

2002

Список памятников истории и культуры местного значения, находящихся на территории Московской области № 84/9

- Церковь Покрова Пресвятой  Богородицы,

с. Алексино  1800-е гг.   

- Церковь Воскресения Господня,     

с. Васильевское 1705 г.

- Церковь Обновления храма Воскресения Христова Воскресения Христова,

с. Воскресенск  1792 г.

- Колокольня церкви архангела Михаила,

с. Михайловское 1830-е гг.

- Церковь Рождества Христова,

с. Рождествено              1859-1862 гг.                                               

- Церковь Иоанна Предтечи, 

с. Сумароково    примерно 1875 г.

13.

2009

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности,гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества - важнейшая национальная задача.

национальный воспитательный идеал -высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

14.

2. 02.

2011

«О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»

- Возведение храмови часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали;

- регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия, вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.

15.

8. 02.

2012

 

1. 02. 2013

Выступления Президента РФ В. В. Путина на встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

    … мы должны помнить и другие страницы своей истории, в том числе извлекать уроки из драматических событий начала XX века. Когда во многом именно с размывания духовных и национальных основ, с настоящей травли Русской Православной Церкви и других наших традиционных конфессий началось разрушение единого государства, единой страны, ее срыв в революции и потрясения, в братоубийственный конфликт и войны.

     Мы рассчитываем на продолжение многогранного партнерства, позитивного партнерства с Русской Православной Церковью, будем всячески способствовать ее восстановлению. Будем вместе с вами работать в деле укрепления согласия в нашем обществе, в укреплении его нравственного стержня.
      При этом традиционные ценности, религиозные чувства верующих, так же как и права, свободы, достоинство людей, должны быть защищены и силой общественного мнения, и силой закона.

       Сегодня … РПЦ выполняет особую миссию. Она сближает государства и народы, своим мудрым словом и делом помогает найти взаимопонимание. Помогает сохранить те нити, которые связывали нас веками, по сути, сплачивает многомиллионный Русский мир.

16.

8. 02. 2012

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече председателя Правительства РФ В.В. Путина с лидерами традиционных религиозных общин России

…Нужно вернуть воспитательную функцию в детский сад, в школу, в университет. У нас должна быть идейная, духовная парадигма, в рамках которой бы осуществлялось это воспитание личности, ведь у нас есть ценности … нравственная ответственность

… очень важна культурная политика, политика на телевидении. … чтобы был ясный положительный герой.

… цифры фонда «Общественное мнение»: от 63% до 82% приветствуют участие Русской Православной Церкви в социальных и общественных программах

 

Анализ этих источников показывает: антирелигиозная политика родившегося в результате Великой Октябрьской социалистической революции советского государства была продуманной, целенаправленной, т. к. религиозные организации являлись для его правительства реальной угрозой, «единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы».        Отсюда – не только безжалостные формулировки директив, но и сверхбезжалостные и безнравственные действия.

С окончанием гражданской войны гонения на Церковь становятся планомерными и целенаправленными. Особенно наглядно это проявилось в 1921 - 1922 годах в ходе «изъятия церковных ценностей»[[8]]: согласно документу, следовало помочь голодающим Поволжья - на деле главной целью  была беспощадная борьба с Церковью. Так, в 1922 г.  новомученик земли Рузской священник Григорий Воинов возразил против изъятия из храма полуфунтового серебряного креста, пожертвованного храму в ХVII веке. Революционный трибунал приговорил отца Григория к трем годам заключения.

8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принимают постановление «О религиозных объединениях», которое в целом сохранялось как действующее до начала 90-х годов ХХ века. Следуя его положениям, религиозные организации не вправе были заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворением религиозных потребностей в рамках молитвенного здания, они должны быть «вытеснены» из всех сфер общества, где до того имели право действовать. Т. е., религиозные объединения превращались в  Советском Союзе в некие «резервации» для исповедующих те или иные религиозные убеждения граждан.

Повсюду закрывались монастыри и храмы. На II съезде Союза воинствующих безбожников (СВБ) было решено следующую пятилетку провести как «безбожную». В первый год планировалось закрыть все духовные школы, во второй - провести массовое закрытие храмов и запретить издание религиозной литературы, в третий - выслать всех служителей культа за границу, в четвертый - закрыть оставшиеся храмы всех религий и в пятый - «закрепить достигнутые успехи». Авторы планов полагали, что к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто по всей территории СССР»[[9]].

В 1937 г. председатель Центрального совета Союза Воинствующих Безбожников Емельян Ярославский заявил, что религиозные организации - единственные легальные реакционные вражеские организации в стране. Тем самым Церковь объявлялась объектом прямого преследования. Но перепись 1937 г. показала, что люди не потеряли веру в Бога; более половины опрошенных признали себя верующими. Огромная работа по уничтожению Церкви не дала ожидаемых результатов. В этом же году началось новое всестороннее наступление на Церковь и верующих: закрыто 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев.

В приказе наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова№ 00447 от 30 июля 1937 г[10]. были обозначены «главные зачинщики всякого рода антисоветских… преступлений» (1937 год, на всём протяжении которого Ежов возглавлял НКВД, стал символическим обозначением репрессий, период 1937 - 1938 гг., на который пришёлся пик репрессий, в народе прозвали ежовщиной). Вчисле «контингента, подлежащего репрессии»,  были названы «церковники». Начались повальные аресты среди служителей Церкви и мирян. Многим из них довелось уже побывать в заключении в 1920-х – начале 1930-х годов на Соловках, в Белбалтлаге, в Дмитлаге – на строительстве канала Москва – Волга. Именно они относились к первой категории антисоветских элементов и  подлежали немедленному аресту, а по рассмотрении их дел на тройках – расстрелу! Вышеозначенный документ называет плановое количество подлежащих уничтожению «церковников», в частности, по Московской области – 5000 человек! Наше исследование показывает: к числу таковых относились и 5 новомучеников, в земле Рузской просиявших: священномученики Григорий Воинов, Алексий Веселовский, Константин Некрасов, Николай Соколов, Иоанн Державин! Все они задолго до мученической кончины, согласно данным житийных историй, были арестованы и высланы на разные сроки.

К 1938 году единственной государственной структурой, занимающейся Церковью, стал специальный отдел НКВД.

Программа действий команды

Конкретные факты, изложенные выше, являются одним из промежуточных результатов реализации программы действий команды.

Нами определено 3 направления действий:

1. Связь с общественностью: создание базы имен, фотографических и иконописных изображений новомучеников, прославившихся в Рузском районе. Определение круга потенциальных респондентов, интервьюирование. Посещение храмов, в которых служили прославленные священники, фиксация современного вида культовых строений. Поиск родственников новомучеников, возможное интерьюирование.

2. Социальное:посещение полигона и музея в Бутово, нахождение  имён новомучеников на могилах и в иконах храма. Взаимодействие с социальным заказчиком и издателем.

3. Проектное: составление макета книги; составление карты Рузского района по одноименной с названием проекта теме, составление аналитической таблицы с описанием духовных подвигов наших героев; подготовка материала к публикации; создание презентации, текста лекции для популяризации результатов поиска.

Реализация плана действий

                                        1.Осуществление взаимодействия

В процессе работы над проектом было осуществлено взаимодействие

- с сотрудниками (Ирина Григорьевна Бурлаченко, Марина Леонидовна Иноземцева, Елена Евгеньевна Майорова) Русского культурно-просветительного фонда имени святителя Василия Великого– заказчик гарантирует издание того макета книги «Новомученики, в земле Рузской просиявшие», какой создан нами;

- со священством Рузского благочиния(благочинный Рузского округа протоиерей Игорь Лепешинский, священники Игорь Шумилов, Александр Лесин, Вячеслав Осипов, Павел Грачев, Вадим Владышевский, Александр Василевский) – ими обозначена роль новомучеников в истории прихода и всей  Русской Православной Церкви, указан путь выявления «наших» имён, с ними вместе открыты новые имена (протоиерей Нил Смирнов, священник Василий Сунгуров);

- с сотрудниками мемориального научно-просветительского центра «Бутово» (руководитель экскурсионной службы Анатолий Викторович Мордашев, экскурсовод Евгения Анатольевна) – сделан экскурс в историю исследуемого периода и непосредственно полигона, обозначены связи для совместного и параллельного ведения исследования в означенном направлении;

- с сотрудником отдела «Районный архив»Рузского муниципального районаОлегом Геннадьевичем Щукиным – обогащена житийная история мученика Павла Соколова;

- с семьёй Василия Глебовича Каледы - автора книги «Священномученик Владимир Амбарцумов»,  внука священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне, брата настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских, в Бутове пострадавших, протоиерея Кирилла Каледы) – погружение в тему, знакомство с методами написания документальных исследований;

- со священством Знаменского благочиния (священник Владимир Герасимов), в котором монашествовала   преподобномученица Михаила (Марфа Ивановна Иванова) – обмен информацией по теме.

2.Посещение мемориального памятника – бывшей спецзоны НКВД «Бутовский полигон»

Это было крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди расстреляны в течение очень короткого периода времени -  с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство - простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.   Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот сегодня прославлены в лике святых[[11]]. 12 из них прославили Рузскую землю. (К этому скорбному списку не относятся  двое: священномученик Николай Кобранов, т. к. неизвестно место его расстрела и погребения 31 декабря 1937 года, и священномученик Николай Виноградов, который скончался 24 декабря 1937 г. в лагере НКВД. Нам неизвестно, увековечено ли в Бутове имя священномученика Василия Сунгурова: на момент посещения полигона оно было ещё не открыто группе «следопытов».)

На многочисленных скорбных щитах серого цвета и иконах-синодиках в Мемориальном центре храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове мы нашли 10 имён героев нашего исследования.

Дальнейшая реализация программы шла в соответствии с задачами. Сначала ознакомились с принципами отбора имён святых на сайтах соседних с Рузским благочиний, получили консультацию у ответственного за связь с общественностью и работу с молодёжью в нашем – Рузском – благочинии о. Вячеслава Осипова. В 2007 г. он изучал архивные материалы, хранящиеся в Государственном Архиве РФ и, возможно, относящиеся к Рузе. Благодаря его усилиям стали известны сначала 5 имён, и образы их обладателей были запечатлены на иконе, помещённой в местный ряд иконостаса нижнего храма Покровской церкви в г. Рузе. Это Мученик Павел – Павел Соколов, мученик Алексий – Алексий Скоробогатов, священномученик Николай – Николай Виноградов, священномученик Николай – Николай Виноградский и священномученик Алексий – Алексий Веселовский. Позже стали известны имена преподобномученицы Михаилы – Марфы Ивановой и ещё одного священномученика Николая – Николая Соколова. Появилась новая икона – она помещена в верхнем храме той же церкви. А в 2009 г., во время восстановительных работ в церкви с. Рождествено, нами было выявлено новое имя – священномученика Емелиана Гончарова.

 На сайтах Интернет-сети, пользуясь методом введения ключевых фраз (… родился в Рузском уезде Московской губернии/ … родился и служил в Рузском уезде Московской губернии)  и работая со справочником по административно-территориальному делению Московской области 1929-2004 гг. и картами региона,мы открыли для Рузской земли 8 новых имен и житийных историй священномучеников, прославивших её. Большим подспорьем в нашем поиске стала публикация подборок по теме Олега Казакова в газете «Рузский курьер» (рубрика «Свет миру») за 2007 – 2008 гг.

Выводы

Итак, в процессе работы нами

Проанализированы документы, прослеживающие взаимоотношения государства и церкви в 20-30-ые годы и в настоящее время. Сделан вывод, идентичный заявлению Президента РФ В. В. Путина о великой воспитательной, созидательной и миротворческой роли Русской Православной Церкви в современном обществе.

Изучены материалы цикла документально-публицистических фильмов «Новомученики» (выпуск 1) - приобретён опыт осмысления житийных историй.

Создана база имен, фотографических и иконописных изображений новомучеников, прославившихся в Рузском районе.

Систематизированы данные в виде аналитической таблицы с описанием духовных подвигов наших героев,  подготовлен материал к публикации. Подготовлена и презентацию для популяризации результатов поиска.

Побывавна месте мученической смерти новомучеников, мы нашли их имена на могилах. Посетив музей в Бутово, увидели, как бережно хранится там память о духовном подвиге новомучеников.

Посещены храмы(6), в которых служили прославленные священники, зафиксировали современный вид культовых строений и выяснили, что в каждом имена наших героев не только известны, но и почитаются. Так, прихожанка Покровской церкви в д. Алексино Ирина Клименко по благословению написала икону служившего здесь священномученика Константина Некрасова. И это не первое её дарение: ранее она создала иконописный образ Святых Царственных Страстотерпцев.

В Никольском храме аналогичная история – дарение иконы священномученика Илии Рылько. В домой церкви святого целителя и мученика Пантелеймона в санатории «Дорохово» среди икон мучеников раннего христианства образ священномученика Алексия Веселовского, писанный матушкой Еленой Грачёвой…

Прихожанин последнего вышеупомянутого храма Аркадий Валентинович Дмитриев в результате переписки  с ним откликнулся на просьбу передать копию фотографии не сохранившего храма Рождества Богородицы, в котором 26 лет служил  священномученик Алексий Веселовский.

К сожалению, большинство храмов в разные периоды истории Советского Союза были поруганы (храм же Рождества Богородицы в д. Старая Руза разрушен до основания,  и сегодня между жителями деревни идёт борьба за землю, на которой он стоял. А поминальный по церкви крест,  у которого мы сфотографировались на память, обложен камнями из фундамента  этой самой церкви). Сейчас  большинство из этих храмов внесено в Список памятников истории и культуры местного значения, находящихся на территории Московской области № 84/9, правда, восстановление каждого из них идёт очень разными темпами.

  У работы есть перспективы, т. к. мы разыскали родственников новомучеников (священномучеников Емелиана Гончарова, Павла Соколова  и Николая Виноградова), но опросить их на предмет исследования ещё предстоит. Прошли крестным ходом в первое воскресенье марта, памятуя о новомученике Павле Соколове, но богатейший материал о нём (семейный архив Соколовых) в Районном архиве ещё требует проработки.

Пока не составлена и карта Рузского района по одноименной с названием проекта теме, но на ней обязательно будут обозначены два храма (в Сумарокове и Рождествене), в которых нам довелось приложить собственные усилия по восстановлению духовных святынь родного края как скромный вклад в дело восстановления исторической справедливости.

Наконец, достигнута цель проекта - создан макет книги «Новомученики, в земле Рузской просиявшие». Он состоит из аннотации, где даётся информация об авторах, аудитории, которой адресована книга, направлении содержания книги, там же названы имена тех, кому авторский коллектив выносит персональную благодарность.

Предваряет основное содержание Вступление, исходными материалами к которому послужили интервью со священниками разных приходов и разных епархий Русской Православной Церкви о необходимости сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Российских.

Содержаниепостроено по законам и книгоиздания, и структуру текста - деление на главы:

1 … родилсяв Рузском уезде Московской губернии (Григорий Александрович Воинов,  Иван Николаевич Державин,  Марфа Ивановна Иванова, Василий Арсеньевич Сунгуров);

2 … родился и служил в Рузском уезде Московской губернии (Николай Александрович Соколов);

3 … служил в Рузском районе Московской области (Нил Михайлович Смирнов, Борис Николаевич Назаров, Илья Игнатьевич Рылько, Николай Яковлевич Корбанов);

4 ... служил и был арестован на месте службы – в Рузском районе Московской области (Николай Михайлович Виноградов, Алексей Семёнович Скоробогатов, Емельян Антонович Гончаров, Константин Никитович Некрасов, Николай Васильевич Виноградский, Алексей Александрович Веселовский);

5 … родился, служил и был арестован на месте службы в Рузском районе Московской области (Соколов  Павел Сергеевич).

Как положено в книге, есть и оглавление.

На данный момент обновлён сайт Рузского благочиния – раздел «Новомученики и исповедники» (http://orthodox-ruza.ru/ruzskoe_blagochinie/novomucheniki_i_ispovedniki/).

В процессе осуществления проекта каждый из участников группы участвовал как в индивидуальной, так и в групповой деятельности (каждый выполнил не менее четырёх серьёзных заданий в течение полугода).

 

Заключение

Именно таким образом авторский коллектив пытается восстановить историческую справедливость – через обозначение духовного подвига хранителей Русской Православной веры, 900 лет с которой и в которой жили и созидали наши предки. Таким образом, мы становимся не столько объектом реализации Концепции духовно-нравственного воспитания, сколько теми, кто её сам претворяет в жизнь, чтобы славилась   «хранимая Богом родная  земля»! А славу родной  земли упрочили люди, «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах Родины»[[12]] сохранившие верность, глубочайшее уважение к её священным корням. Сохранившие верность ценой собственной жизни. Это новомученики и исповедники Российские, Рузскую землю прославили 15[[13]] из их числа.

 

Наша работа рекомендована

- давшим благословение благочинным Рузского округа протоиерея Игоря Лепешинского;

- директором Русского Культурно-просветительного Фонда имени святителя Василия Великого Анной Владимировной Бойко-Великой;

 - автором рецензии на нашу работу-участницу VII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению Самохиным Юрием Семёновичем, кандидатом педагогических наук, доцентом МГГУ им. М.А. Шолохова, учителем географии Химического лицея № 1303 г. Москвы.Пожалуйста, подождите

 

 

 


[1]Различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы…  (ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года)

[2]Гимн РФ, принят Федеральным констиуционным законом 25 декабря 2000 г.

[3]Иван Александрович Ильин "Почему мы верим в Россию?"  http://derzava.com/art_desc.php?aid=191

[4]Из выступления председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина на встрече со Святейшим  Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и руководителями религиозных общин России в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре 8 февраля 2012 г.

[5]«Русский язык» Стихотворения в прозе И. С. Тургенева

[6]Материалы исследований авторов-составителей

[7]Циркулярное письмо ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» 24 января 1929 г. http://www.hrono.ru/dokum/192_dok/19290124anti.php$

Письмо И. В. Сталина «Секретарям обкомов, крайкомов и ЦК нацкомпартий» от 3 июля 1937 г.;

Приказ народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 00447 от 30 июля 1937 г.

 

[8]Постановление ВЦИК «Об изъятии музейного имущества» от 26 февраля 1922 г.;

Секретное письмо В. И. Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 г.

[9]В. Цыпин История Русской Православной церкви. 1917 – 1990. – Московская Патриархия. Издательский дом «Хроника», 1994. – 196 – 197 с.

[10]«… В результате операций, проведённых сотрудниками НКВД в соответствии с приказами Ежова, только в 1937 – 1938 гг. было повергнуто репрессиям свыше 1,5 млн граждан, из них около половины расстреляно». Из определения № 7 н – 071/98 Военной коллегии Верховного суда РФ

[11]Список Святых Новомучеников Российских, в Бутове пострадавших Данные на март 2008 г.    http://www.martyr.ru

 

[12]«Русский язык» Стихотворения в прозе И. С. Тургенева

[13]Материалы исследований авторов-составителей

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы