Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Игровые технологии
(5 голоса, среднее 4.00 из 5)
Автор: Коржакова О.А.   

 

Игровые технологии

 

   Авторы:  Б.  Н.Никитин, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова

 

Цель игровых форм обучения: активизация и интенсификация учебного процесса.

Задачи:

-Расширение кругозора.

-Применение ЗУН в практической деятельности.

-Развитие общеучебных умений и навыков.

-Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

-Развитие координации движения, внимания, быстроты реакции,  памяти, мышления, творческих способностей. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических и подвижных  игр.  Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и тренировки, образовательную задачу; - игровые действия;- правила игры;- результат.

Технология проведения игры.

1. Подготовка игры:
• тема;

• учебные цели:

• предложение основы для составления модели:

• определение состава участников игры, распределение ролей:

• проработка сценария, подбор спортивного инвентаря,

Размещение в спортивном зале, определение временных  границ   проведения   игры.

2. Проведение игры:

• разыгрывание подвижной игры или игровой ситуации;

3. Подведение итогов игры:
• время;

• общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;

• рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию
игровой деятельности).

     В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя игра­ющими; б) игровые действия как сред­ство реализации этих ролей; в) игровые  употребление предметов, т.е. за­мещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д.) сюжет (содер­жание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

 дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве ее средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования;

-успешное выполнение поставленного задания связывается с игровым результатом.

 Используются следующие формы игровой деятельности:- урок – путешествие, урок-игра, урок-соревнование,урок-экскурсия,урок-конкурс,кроссворды.

 

 

                                          Методика:

Раздельного обучения на уроках физической культуры

 Автор-В. Ф.Базарнов

Цель методики:

- регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.

-решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне

Раздельное обучение относят к  здоровьесберегающим технологиям. Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Простой пример – перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное. У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. На занятиях по физической культуре (и прежде всего при разработке содержания вариативной части программы) уже с младшего школьного возраста необходимо принимать во внимание интересы и склонности детей.
Только около 40 % школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, телосложения, а девочки, как улучшение своего эстетического вида: фигуры походки. Учитывая большие индивидуальные различия даже внутри одного возраста, необходимо стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого можно использовать различные организационные формы: объединить учащихся разного возраста и параллельных классов. Раздельное обучение на уроках физкультуры ориентировано в большей степени на средних и слабых учеников, которые чувствуют себя более комфортно (особенно на обучающих уроках) при небольшом внимании окружающих к своей личности. Отсутствие скованности помогает ребятам быстрее освоить сложный элемент или выполнить трудное упражнение. Это дает возможность усилить контроль над всеми учениками. Постепенно происходит относительное выравнивание уровня физической подготовленности в классе. Сильные школьники найдут себя на дополнительных занятиях, в спортивных секциях. Основная задача школьной физкультуры – дать хорошее общее физическое развитие каждому, привить желание заниматься физическими упражнениями в любом возрасте, полюбить здоровый образ жизни. Именно раздельное обучение на уроках физической культуры с раннего школьного возраста позволяет сделать это реальным. Также важно учитывать, что организация и проведение уроков физической культуры раздельно для мальчиков и девочек накладывает свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса, требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий, формирования эмоционального микроклимата занятий с учетом гендерных отличий занимающихся.
Очевидно, что возможность решения задачи раздельного обучения мальчиков и девочек в весьма значительной степени зависит от материально-технических условий конкретной школы, состояния школьных территорий, а также от наличия необходимых спортивных помещений и специальных сооружений. Каждая школа в соответствии с собственными условиями может выбирать содержание, организацию и проведение уроков физической культуры для мальчиков и девочек. Теперь мы подробнее остановимся на собственно уроках физкультуры в общеобразовательной школе. Как же применить на практике все то, о чем говорилось выше? А выход прост. Нужно организовать учебный процесс по физической культуре с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. Если в школе есть один спортивный зал, то можно преобразовать коридор в зал общей физической подготовки и использовать его для проведения занятий. Можно создать и третий зал, тоже из коридора; в нем можно проводить занятия по легкой атлетике, тренировки по боксу, рукопашному бою. На занятия, возможно, приводить одновременно два класса одной параллели. Все девочки занимаются с преподавателем-женщиной, а все мальчики – с преподавателем-мужчиной. Группа девочек начинает занятия в одном зале, а мальчики – в другом, в зависимости от целей и задач урока. В процессе урока происходит смена мест занятий. Такая организация урока дает следующие преимущества:
•Учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола.
•Присутствует соревновательный момент, так как на каждом уроке занимаются ученики (ученицы) из двух разных классов.
•Конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например по гимнастике).
• Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек.
• Отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как во время выполнения последних отсутствуют представители противоположного пола.
Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Можно допустить, что присутствие девочек является определенным стимулом для мальчиков на уроках физической культуры при выполнении упражнений (опять же только для физически развитой части класса), но это влияние сходит на нет вследствие привыкания. При раздельном бучении привыкания не происходит, но чтобы сохранить положительную составляющую, периодически проводятся совместные зачетные или соревновательные уроки, где присутствие представителей противоположного пола является более значимым и весомым, чем на обычных уроках, а внимание всего класса является стимулом успешной двигательной деятельности. (Для учеников начальной школы это могут быть эстафеты, подвижные игры; для школьников среднего и старшего звена – соревнования любого рода.) А после обычных (не зачетных) уроков появляется дополнительная возможность общения.

             Информационно - компьютерные технологии

Сопровождаются следующими целями:

 

– применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов,  их демонстраций;

– организация учебно-познавательной деятельности учащихся  с применением  информационных технологий;

– создание условий для развития  у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике. 

Данные технологии позволяют педагогу в практической деятельности:

·       повышать качество образования;

·       активизировать познавательную деятельность учащихся;

·       формировать информационную культуру;

·       развивать навыки правильного формирования информационного запроса, поиска;

·       доступность и эффективность образования;

·       фиксация и использование полученных данных, критическая их оценка и отбор.

ИКТ позволяет педагогам:

- изменять содержание;

- изменять методы и организационные формы обучения;

- проводить целенаправленно дифференциацию обучения;

- индивидуализировать учебно-воспитательный процесс.

ИКТ способствуют:

·       развитию информационной, проектной и исследовательской компетенции учащихся и педагогов;

·       готовят учащихся к самостоятельному поиску информации;

·       адаптация в условиях насыщенного информационного пространства.

Средства пополнения собственного банка ИКТ – наработок, это уроки с использованием ИКТ, тесты (для контроля качества знаний), творческие проекты, презентации, разработки мероприятий.

Использование ИКТ позволяет задействовать учащихся с ослабленным здоровьем к изучению теоретического материала по программе «Физическая культура». Данная категория учащихся создает банк презентаций для проведения мероприятий, конкурсов, уроков.

Основной функцией педагога становится консультирование по подготовке материала с использованием ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

               Образовательная  технология  разноуровнего        

                          дифференцированного  обучения.

 Авторы-Д. Б.Эльконин, В.В. Давыдов, М.Б. Антропова, А.А.Кирсанов

Цель технологии:

-оптимизации физической нагрузки учащихся и создания в образовательных учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

-обеспечение равных возможностей получения качественного образования  с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития учащихся.

 Формирование здоровой личности и развитие индивидуальности – основная цель государственной политики в области образования. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося. Образовательная технология разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучаемыми с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии заложена идея внутриклассной дифференциации, так как класс комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разноуровневом обучении. Проблема дифференциации образования рассматривается отечественными учеными на протяжении всего периода становления российской школы. Научно-методическую основу исследования составляют: фундаментальные работы в области истории и философии образования, педагогики и психологии, методологии педагогических исследований, индивидуализации и дифференциации обучения, концепции физической активности и здорового образа жизни. Различные аспекты данной проблемы раскрыты Антроповой М.В., Вольтер М., Гузеевым В.В., Кирсановым А.А., Крайко Б.Н., Осмоловской И.М., Якиманской И.С., и другими. В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос об укреплении и поддержании здоровья подрастающего поколения. В концепции модернизации образования среди первоочередных мероприятий отмечается необходимость оптимизации физической нагрузки учащихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, необходимость дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Актуальность данного опыта и состоит в том, что разноуровневая дифференциация на уроках физической культуры является средством сохранения здоровья обучающихся и развития их спортивной одарённости, а также позволяет решать социально-образовательный заказ, проводимой политики в области образования. Дифференцированный и личностно- ориентированный подходы необходимы для индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся, рост их физического и творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение. Степень адекватности педагогического проекта состоит в том, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Образовательная технология разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всем обучаемым с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный  Одной из распространенных форм внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. По результатам диагностирования,  класс делится по уровням:

 1-ая группа, ученики с высокими физическими способностями (умеют работать с материалом большей сложности и самостоятельно, творчески подходить к решению задач, они (одаренные дети) работают на опережение программы

 2-ая группа - учащиеся со средними физическими способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью учителя). Чтобы освоить материал, развить умения  им необходимы многократные повторения

. 3-я группа - учащиеся с низкими физическими способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке). Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
  Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к предмету.       

Состав групп позволяет адаптировать содержание вариативного компонента учебной программы по физической культуре к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на создание благоприятных условий для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения. Выделение определенных групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. В основе их реализации лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 • признание решающей роли содержания образования, способов организации физкультурно-спортивной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

 • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

 • индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост физического и творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что  технология разноуровневой дифференциации обеспечивает  эффективное развитие   двигательных качеств учащихся, ведет к достоверному  повышению общего уровня развития физических качеств.

                    Методика личностно ориентированного подхода.

Авторы: И.С. Якиманская, Л.И. Божович.

Задачи личностно ориентированного воспитания на уроках физической

культуры:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная

деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность)

- формирование умений, двигательных навыков (развивающая

деятельность);

- формирование культурологических стремлений и социально значимых

качеств личности (воспитательная деятельность).

 Содержание личностно ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Методика заключается в создании максимально благополучных условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого, включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на основе личностно ориентированного подхода, в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности

Авторы считают, что на современном этапе развития образования, улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся, к личностно ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях обучаемых Часто на уроке физической культуры мы сталкиваемся с такой проблемой, как необходимость формирования личности, способной к достижению высоких результатов физического развития, с другой стороны невозможность решения этой проблемы в силу разных индивидуально – психологических особенностей и физической подготовленности детей одного класса. Поэтому рекомендуется применять личностно ориентированный подход, т.е. уроки ориентировать на личные показатели школьников. Для этого в первую очередь:

- видеть в каждом ученике уникальную личность;

- создавать различными приемами ситуацию успеха;

- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не  нанося ущерба достоинству ребенка.

Тем самым обеспечивать максимально возможный для каждого учащегося уровень физического развития, показывать важность физического развития в процессе гармоничного развития личности.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление данной методики являются обучающиеся.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Урок планируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возрастом задания усложняются. На каждом уроке при выполнении заданий соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному». Упражнения усложнять в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Для этого использовать приемы обучения: рассказ, показ, имитация с предметом, стоя на месте, в движении. С целью поддержания интереса обучающихся и учета их психофизических особенностей,применять разнообразные формы организации обучения: фронтальный,поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный соревновательный. Индивидуальную работу использовать при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповую тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.).

Отношения на занятиях строить на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности. Методика сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители. За теорию и практику выставляются оценки отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья: учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются в основном по разделам теоретических знаний (рефераты, презентации), самостоятельной деятельности и выполнению доступных им двигательных действий.

 Учащиеся должны направлять свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Школьник должен понимать, что он бегает и прыгает не ради результата, а ради того, чтобы быть здоровым. Таким образом, предлагаемая методика учитывает психологические и физические особенности  обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы