Авторизация



Рейтинг@Mail.ru

Информатика и ИКТ в современной школе

 

 

GISMETEO: Погода по г. Руза

Урок биологии в 8 классе. "Удивительное превращение пищи внутри нас".
(19 голоса, среднее 4.58 из 5)
Автор: Герасимова С.И.   

 

                                                 Урок биологии в 8 классе

Удивительное превращение пищи внутри нас.

(Наша фабрика-кухня)

 

Цели урока:

Образовательные:
-систематизировать знания о питании и пищеварении;
-определить уровень усвоения темы;
-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки;

- расширить знания учащихся о процессе пищеварения и здоровом питании.
Развивающие:

-научить применять полученные знания о процессе пищеварения в повседневной жизни;
-развитие логического мышления;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с рисунками и схемами;
- развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованиеми умение делать выводы;
 -научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные:
 -развитие интереса к знаниям, мотивации и культуры умственного труда;
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
-создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся
-показать значимость биологических знаний;
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
-формирование информационной культуры;
-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
-формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
-создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Знать:    органы пищеварительной системы и механизмы их работызнать меры профилактики желудочно-кишечных  заболеваний.

Уметь: применять  навыки исследовательской работы, полученные на уроке;применить полученные знания в жизни.

Формы организации учебной деятельности:

 работа по инструктивным картам, фронтальный опрос, беседа,  работа со слайдами компьютерной презентации, демонстрационный опыт, лабораторный опыт,  дифференцированное домашнее задание, рефлексия.

Приемы деятельности учителя:

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, демонстрационный эксперимент.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
  3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
  4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа, эксперимент.
  5. Аспект контроля: фронтальный, групповой, итоговый.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, исследовательские, информационные, коммуникативные, личностного  самосовершенствования.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Систематизация изученного материала.
  3. Демонстрационный эксперимент.
  4. Лабораторная работа учащихся
  5. Рефлексия.
  6. Информация о домашнем задании.

Оборудование:

  • Мультимедийный комплекс, электронный учебник, проекционный экран, инструктивные карты, оценочный лист,  оборудование для виртуальной лаборатории.      

Ход урока

1.Организационный момент - 1-2 минуты

Знакомство с классом, представление учителя, подготовка класса к сотрудничеству.

Урок начинается с того, что каждый ученик сигнализирует о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями о пищеварительной системе  человека - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы:  какие превращения пищи происходят в внутри нас? И зачем мы едим? Затем потренируем мозги – проведем научное исследование в виртуальной лаборатории и  решим задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное - знания о пищеварении и правильном питании.

Объявление темы урока, постановка цели урока.

2.Повторение пройденного материала, решение проблемных задач

Давайте обратимся к исторической справке…

… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать?

В начале урока задается проблемный вопрос: Зачем мы едим? Решение  проблемной задачи:

   На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке, затрачивая при этом много энергии. Через 20-30 минут после начала опыта можно заметить, что чашка с мышью поднялась вверх. Как можно объяснить такой результат?

Ответы учащихся. Мы вернемся к этой проблемной задаче чуть позже.

Задание 1. А пока начнем с завтрака…

Ученикам предлагается провести дегустацию кусочка черного ржаного хлеба и ответить на вопросы:

1.«Почему после механической обработки  и смачивания пищевого комка слюной хлеб приобретает сладковатый привкус? Что происходит с пищей в ротовой полости?

2. Какие вещества расщепляются в ротовой полости?

3.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в ротовой полости?

4.Какая химическая среда активизирует ферменты ротовой полости?

Задание 2.Выбрать из предложенного текста «Удивительное путешествие агента под кодовым названием «Бородинский»  слова, под которыми подразумевается какой-то биологический термин, связанный с процессом пищеварения.

Из путешествий Макса и Молли

... Внезапно Макса, Молли и их кота Бактера озарила невыносимо яркая вспышка. Они услышали удар грома и вокруг сомкнулся непроницаемый мрак. Они провалились в безмолвную бездну, планировали, кувыркались.

В смоляной темноте близнецы хлопнулись на мокрый комковатый матрац, который немного спружинил. Кругом было тихо...

– А мокро тут! – сказала Молли. 

Вдруг "потолок" и "пол" сомкнулись с чудовищным стуком и началось землетрясение, а "матрац", на котором они сидели, приподнялся, прогнулся, и они соскользнули в глубину. Там их бросило через водопад, как они ни цеплялись за осклизлые стены. Они соскальзывали все ниже...

–   Держись! – крикнул Макс. – Нас глотают!

В это время прямо под собой они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.

Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.

– По-моему, этот уступ – что-то вроде крышки туннеля,–  задумчиво сказала Молли...

Ответы:

«комковатый матрац» –  язык

«потолок» и «пол» – верхняя и нижняя челюсть

«землетрясение» – жевание

«водопад», «струя водопада» – слюна

«осклизлые стены» – слизистая оболочка

«широкий уступ» – глотка

3. Систематизация  пройденного материала

Виртуальная лаборатория

( выполняется учащимися по инструктивным карточкам)

Лабораторная работа1. Действие слюны на углевод крахмал.

Оборудование:  Кусочки накрахмаленного бинта, вата, аптечный йод (5%), вода в стакане                  

Цель:  Показать, что фермент слюны амилаза способен расщеплять крахмал.                                                                  Пояснение:    Известно, что крахмал с йодом дает  интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился . При обработке крахмала ферментами слюны он расщепляется до глюкозы , которая не дает синей окраски при соединении с йодом.

Ход работы:

1. Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. 

С этой целью налейте несколько капель в

воду, до  получения   жидкости цвета крепко заваренного чая.                                                                                         

2. Сверните накрахмаленный бинт в два  раза и хорошо смочите уголочек сгиба слюной.3. Расправленный бинт зажмите в руках  и подержите его некоторое время, чтобы он  нагрелся(1-2мин).     

 4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.  Участки, где остался   крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся          белыми.     Под действием фермента слюны амилазы  произошло расщепление крахмала          до глюкозы, которая под действием йода  не дает синего окрашивания.

Вывод

Известно, что крахмал с йодом дает  интенсивное синее окрашивание, по которому можно узнать, где он сохранился. Когда мы обрабатываем  накрахмаленный бинт слюной, он через время становится синим  там, где не попала слюна. Эта реакция показывает, что под действием фермента слюны амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы.

Превращения пищи в желудке.

Из путешествий Макса и Молли

...Пищевод закончился. Под ним бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.

– По-моему, у меня начинается морская болезнь! – сказал Макс. (Желудок) 

Учащимся предлагается вспомнить особенности строения желудка

 Вопросы :

1.Что называют желудочным соком?

2. Какие вещества расщепляются в желудке?

3. Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в желудке?

4. Какая химическая среда активизирует ферменты желудка?

 

Виртуальная лаборатория

 

   Демонстрационный опыт 1

(выполняет учитель).

Действие желудочного сока на     белки.

Оборудование:Стакан с желудочным соком, 2 пробирки с  хлопьями белка куриного яйца).             

Цель работы:1 Показать, что фермент желудочного сока пепсин способен расщеплять белки.                                                                                                      

Пояснение:Взвесь белка куриного яйца имеет беловатый цвет с хлопьями. Под действием фермента пепсина нерастворимый белок расщепляется до растворимых аминокислот.                            

Ход работы:

1. Добавьте в одну из пробирок с белковой взвесью желудочный сок.                                                                                                                                2. Возьмите пробирку в ладонь и подержите некоторое время , согревая взвесь.                                                                                                             

3. Через 5 минут сравните содержимое 2-х пробирок. Прозрачность опытной пробирки показывает, что произошло расщепление белка в пробирке до растворимых аминокислот.                                                                                                          

Вывод:в результате расщепления белка ферментом пепсином  в желудке образуются растворимые аминокислоты, т.е. в желудке сложные белки расщепляются до простых  только при температуре тела человека.

Демонстрационный опыт 2

Действие желчи на жиры и кишечного сока на белки и углеводы.

Оборудование:          пробирки 2 с растительным маслом, 2 с белковой взвесью, стаканчики с желчью и раствором трипсина (можно заменить раствором фестала)                                                                                                                                            

Пояснение :В двенадцатиперстную кишку открываются проток печени, выделяющий желчь и проток поджелудочной железы выделяющий трипсин и липазу. Под действием желчи жиры  распадаются на мелкие капельки и становится более доступной для расщепления ферментами кишечника, трипсин расщепляет белки до аминокислот, липаза расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот, амилаза расщепляет углеводы до глюкозы. Через ворсинки кишечника происходит всасывание переваренной пищи в кровь и в лимфу.                                                                                                                                                                  

Цель работы: 1 Показать ,что в кишечнике под действием ферментов окончательно      расщепляются белки, жиры, углеводы.

Ход работы: 1 В одну из пробирок с растительным маслом добавить желчь и хорошо встряхнуть. Пронаблюдать реакцию эмульгирования жира.                                                                                               

2 В пробирку с белковой  взвесью добавить раствор трипсина ( или фестала). Пробирку хорошо встряхнуть и согревать ,зажав в ладони в течение 5 минут. Прозрачность содержимого доказывает наличие процесса расщепления белка.                                               

Вывод:    Под действием желчи капля  масла в пробирке распадается на мелкие капельки и становится более доступной для расщепления ферментами кишечника. Трипсин или раствор фестала  расщепляет белки до аминокислот, потому что хлопья белка в пробирке под действием трипсина растворяются . Далее через ворсинки кишечника происходит всасывание переваренной пищи в кровь и в лимфу.                                                                                                                                                                 

 Превращение пищи в кишечнике.

Из путешествий Макса и Молли
... Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переведя дух, а плотик двигался все дальше  под красными сводами круглого туннеля. 

– Тонкая кишка, – сказал Вольняшка (капелька тканевой жидкости), а когда стенки туннеля позади них сжались, подгоняя плотик, он весело добавил: – Перистальтика. Больше вам грести не понадобится.

– Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, – примирительно сказала Молли.

– Почему же? Тут много чего происходит, – сказал Вольняшка, только не так эффективно, как в желудке. Тонкая кишка завершает процесс пищеварения, прежде чем передать питательные вещества в кровь.

– А где кровь? – Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.

– Но это же не кровь, – возразила Молли.

– Это еще один "пищеварительный сок", он-то и завершает весь процесс, – объяснил Вольняшка.

– Но почему водопад зеленый? – поинтересовался Макс...

Задание:

1. Что называли близнецы "зеленым водопадом", откуда он выливался и для чего?

2. Постарайтесь ответить на вопрос Макса: «Почему водопад зеленый?».

3. Что такое перистальтика, о которой говорил Вольняшка?  И каково ее значение?

4. Какие вещества расщепляются в кишечнике?

5. Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в кишечнике?

6. Какая химическая среда активизирует ферменты кишечнике?

 

В толстой кишке происходит всасывание воды до 4 литров в сутки, а так же глюкозы и некоторых лекарств. Этот процесс называется реабсорбция. На этом основано применение лекарственных клизм.

Возвращение к проблемному вопросу: Почему вес мыши уменьшился? Какую роль играет пищеварение в энергетическом обмене организма?

Вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение.

    Изменения начинаются уже в полости рта, где алкоголь подавляет секрецию и повышает вязкость слюны. Зубы алкоголика разрушаются по многим причинам - это и угнетение иммунитета, и нарушение режима питания, и неряшливость. Из-за того, что угнетаются защитные механизмы, развивается алкогольный эзофагит (воспаление пищевода). Нарушается процесс глотания - пища начинает забрасываться из желудка в пищевод. Это связано с воздействием алкоголя на сфинктеры пищевода. Изжога, рвота - неизбежные спутники алкоголика. Вены пищевода при хроническом отравлении этанолом расширяются (это называется варикозное расширение вен пищевода), стенка их истончается и наступает момент, когда вены лопаются в момент рвоты и начинается сильное кровотечение. Только экстренная хирургическая операция спасает в этом случае больного. Но чаще смерть наступает раньше, чем больного доставляют к хирургу. При алкоголизме снижается секреция желудочного сока, претерпевает изменения защитный гель стенок желудка, развивается воспалительный процесс (гастрит). Итогом является атрофия клеток желудка, нарушение переваривания пищи, усвоения пищевых веществ, желудочные кровотечения, развиваются язвы желудка, рак желудка. Изменения в желудке обнаруживаются у 95% алкоголиков

Демонстрационный опыт 3.В ходе опыта нам необходимо установить, какое влияние спирт оказывает на белки.

Берем 2 пробирки из штатива.

1 пробирка

2 пробирка

наливаем 5 мл яичного белка

наливаем 5 мл яичного белка

добавляем 5 мл дистиллированной воды

добавляем 5 мл спирта

взбалтываем

взбалтываем

белок растворился

белок свернулся

Вывод: под действием спирта белок сворачивается и очень плохо подвергается воздействию желудочного сока.

Из табачного дыма выделено 1200 различных химических веществ. Среди них есть производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные углеводороды, спирты, эфиры, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного полония – 210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксидов цинка и калия. Из них свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.

Демонстрационный опыт 4. Влияние никотина на ферменты слюны.

Заранее был приготовлен бинт длиной 10-12 см, смоченный в крахмальном клейстере, который затем высушили.

А. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на накрахмаленном бинте любую букву. Затем бинт подержите между ладонями, чтобы его согреть. Далее бинт опустите в блюдце с раствором йода. Видно, что весь бинт посинел, но хорошо видно написанную букву, так как она имеет более бледную окраску.

Б. Теперь ватку на спичке смачивает слюной курильщик. Напишите другую букву на 2 куске накрахмаленного бинта, согрейте его и опустите в раствор йода. Мы видим, что весь бинт равномерно посинел.

Учитель просит учащихся объяснить результаты опытов. После чего подводит итог: расщепление углеводов во рту у курильщиков блокируется.

 Из путешествий Макса и Молли

    ... Они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась – бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда же покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.

             – Тонем! – вскрикнула она. – Лист весь в дырках!

             И они отчаянно погребли к берегу.

             – Наверное, лист был покрыт оливковым маслом, которое предохраняло его в желудке. А сейчас желчь смыла масло. И лист начал перевариваться, – предположил Макс.

Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик

             – Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат...

             ... Оставшись без своего плотика, близнецы заметили уступ. Они начали карабкаться к нему. Стенку тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс. Они еле шли, потому что очень трудно было поднимать ноги. Их ступни погружались в липкий мягкий мех. Чем больше усилий они делали, чтобы высвободиться, тем глубже проваливались: по колено... по пояс... по грудь... по подбородок... по самые ошеломленные глаза. Красивый мех бесшумно сомкнулся над вытянутой вверх рукой Макса, и близнецы исчезли без следа.

 

Задание:

1.Предположите, каким был химический состав "плотика" близнецов, и почему он растворился в тонком кишечнике? (Вспомни "Свойства пищеварительных ферментов" ).

2.Какая роль печени и поджелудочной железы в расщеплении "плотика" – листочка, на котором плыли близнецы?

3. Что и где случилось с близнецами?

Сделать акцент на роли ферментов в превращении пищи.Историческая справка.

 

Ферменты

1941 г. король Дании Христиан Х вручал известному биохимику К.У. Линдестрём-Лангу высшую научную награду своей страны – медаль Эрстеда за исследование белков и ферментов. Король, вручая медаль, попросил ученого объяснить ему и всем присутствовавшим, что такое ферменты. И ученый рассказал ему такую историю.

 

Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и объявил свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти 1/2 всех верблюдов. Среднему сыну я завещаю 1/3, всех верблюдов. Но мой младший сын, любимый, должен получить  свою долю 1/9 часть стада». Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей.

 

Но тут через пустыню проходил дервиш (ученый). Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я даю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов – 9, средний – треть стада –6 и младший получил свою долю – 2 верблюда.

 

Но 9, 6, и 2 в сумме дает 17 и после дележа оказался лишний верблюд – старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню».

 

«Вот этот черный верблюд, - закончил Линдестрем –Ланг – и подобен ферменту. Он сделал невозможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений». (Неизменность фермента после реакции – свойство его как и любого катализатора). 

 

1.Что такое ферменты? (Ферменты – биологически активные вещества белковой природы, выполняющие функцию биокатализаторов.)

2. Командам предлагается по очереди назвать свойства ферментов, какая команда больше назовет свойств, та и получит больше игровых баллов.

 

Свойства ферментов

                  (выводы для записи в тетрадь)

 

1.Ферменты – катализаторы и поэтому могут ускорять определенные процессы.

2.Ферменты действуют на определенные субстраты (вещества).

3.Ферменты способны действовать при определенных температурных условиях и в определенной среде: кислой, щелочной, нейтральной.

4.Ферменты – белки, при кипячении разрушаются и теряют свои ферментативные свойства.

 

                                           Свойства пищеварительных ферментов

 

Ферменты слюны действуют на сложные углеводы, они превращают крахмал в глюкозу: крахмал нерастворим, он не может всасываться в кровь, а глюкоза может.

 

Ферменты ротовой полости действуют в слабощелочной или нейтральной среде, ферменты желудка – в кислой, кишечные ферменты – в слабощелочной среде.

 

Ферменты слюны действуют на крахмал, ферменты желудочного сока – на белки, ферменты кишечного сока – на белки, жиры, углеводы. Они расщепляют эти вещества до продуктов, способных всосаться в кровь или лимфу (слайд призентации).

Для чего мы едим? Какова роль пищи для организма? Особенности энергетического обмена веществ. Решение биологических задач.

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона

Цель: научиться рассчитывать возможные энергозатраты при физических нагрузках.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Использование для демонстрации датчика определение ЧСС лаборатории AFS. Приглашается учащийся, поределяется ЧСС до 20 приседаний и после них,данные подставить в формулу.

Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

                                        Q =2,09(0,2xЧСС–11,3) кДж/мин 

Пример. Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x120 — 11,3) = 2,09 (24 — 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ: за 30 мин израсходовано 795 кДж.

ХОД РАБОТЫ

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

Форма отчетности

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

 

V. Этап закрепления новых знаний.

Закрепление изученного материала – акт чрезвычайно важный. На данном этапе необходимо не только припоминание, но и оперирование полученными знаниями, решение их на творческом уровне.

Поэтому целесообразно провести закрепление материала данного урока в ходе решения биологических задач.

1. Какую диету вы бы порекомендовали человеку, которому хирург удалил часть: а) желудка, б) поджелудочной железы, в) печени?

2. Почему, если во рту нет слюны или пищи, глотать невозможно? В каком отделе пищеварительной системы вырабатывается пепсин,  и на какие вещества,  он действует?

3. В каком отделе пищеварительной системы,  и в какой среде,  действует трипсин? Докажите, что строение ротовой полости соответствует ее функциям.

4. Почему желудок объёмистый и без ворсинок, а тонкая кишка длинная и с ворсинками? На какие вещества расщепляются углеводы,  и в каком отделе пищеварительной системы?

5.Почему молоко, введённое в вену человека , вызывает его гибель, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасным? Какая среда и в каком отделе пищеварительной системы необходима для действия мальтазы?

 

Пояснения.

При операции на желудке цель диеты – обеспечить физиологические потребности организма, исключив избыточные химические, механические, термические воздействия на желудок. Следовательно, пища должна быть преимущественно жидкой или кашицеобразной консистенции, продукты предварительно необходимо сварить и обработать на пару. При этом пища не должна быть горячей. Чтобы секреция желудочного сока в минимальной степени происходила в отсутствии в нем пищи, питаться следует 5-8 раз в день небольшими порциями, причем в одни и те же часы.

Цель диеты после операции на поджелудочной железе – исключить из рациона стимуляторы-раздражители этого органа, т. е. сдобы, жирное мясо, птицу, острые овощи. Должны быть ограничены углеводы. Целесообразно ограничить потребление жиров, но увеличить белков, в результате чего уменьшится рефлекторная возбудимость желчного пузыря. Пищу следует готовить на пару и перетирать.

Диета после операции на печени предполагает потребление значительного количества жиров и жирорастворимых питательных веществ. Целесообразно включить в рацион растительные масла. Простые сахара, поскольку они неблагоприятно влияют на желчевыделение, должны составлять небольшой процент общего числа потребляемых углеводов. Не следует употреблять холодные блюда (это приводит к сокращению желчных протоков), копчености, консервы.

 

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаже его выполнения.

На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

Целесообразно дать дифференцированные задания, учитывая интересы учеников, склонности, желания. Подробно, но сжато проинструктировать выполнение домашнего задания.

Литература.

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. – 368с., ил.
  2. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. – М.: Химия, 1993. – 400 с., ил.
  3. Валеология: Учебные программы/ Автор-сост. Н. М. Полетаева. – СПб.: Типография АО “ВНИИГим. Веденеева”.. – 1998. = 33 с.
  4. Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. – СПб.:Химия, 1995. – 304 с., ил.
  5. Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. – СПб.: ГУПМ, - 1994. – 78 с.
  6. Лищук В. А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. – М.: Восточная Книжная Компания, 1997. – 320 с., ил.- (Серия: “Помоги себе сам”)

Приложения к уроку

 

 

Тест 1.

Вариант 1

(Выбрать  номера правильных утверждений)

 

1.Фермент желудочного сока – пепсин – расщепляет углеводы.

2. Основная масса воды всасывается в желудке.

3.Фермент кишечника – липаза – расщепляет жиры.

4. В ротовой полости происходит механическая обработка и химическое расщепление пищи.

5.Протоки печени открываются в двенадцатиперстную кишку.

 

Тест 1.

Вариант 2

(Выбрать  номера правильных утверждений)

 

1.Ферменты слюны – амилаза, мальтаза – расщепляют жиры.

2.Конечным продуктом расщепления жиров являются углекислый газ, вода.

3.В тонком отделе кишечника в лимфатическую систему всасываются жирные кислоты и глицерин.

4.Ферменты – катализаторы и поэтому могут ускорять определенные процессы.

5. Ферменты слюны действуют на крахмал, ферменты желудочного сока – на белки, ферменты кишечного сока – на белки, жиры, углеводы.

 

Тест 2

1 вариант

(закончить по смыслу предложение)

 

1. Червеобразный отросток … (аппендикс)

2. Мышечный орган ротовой полости … (язык)

3. Фермент, расщепляющий белок в желудке … (пепсин)

4. Самое распространенное заболевание зубов … (кариес)

5. Механическая обработка пищи и химическое расщепление … (пищеварение)

 

Тест 2

2 вариант

 

1. Наиболее широкая часть пищеварительного канала, имеющая вид вогнутого    мешка … (желудок)

2. В ротовой полости пища измельчается за счет … (зубов)

3. Самая крупная пищеварительная  железа организма … (печень)

4. Секрет желез ротовой полости… (слюна)

5. Фермент, расщепляющий крахмал до глюкозы в ротовой полости…(амилаза)

 

Синквейн

 

РОТ

 

Железистый, языкатый.

 

Открывается, закрывается, жует.

 

Расщепляет крахмал до глюкозы.

 

Пищеварение.

 

 

 ЖЕЛУДОК.

 

Объемный, слизистый.

 

Извергает, переваривает, выделяет

Расщепляющий белок до аминокислот.

 

Пищеварение.

 

 КИШЕЧНИК.

 

Длинный, извитой.

 

Выделяет ,всасывает, переваривает

 

Дружит с печенью и поджелудочной железой

 

Всасывание.

 

 

 

Д/З: расшифровать Д/З:

1. ь т и в а т с о с   у м е х с – у к л а г р а п ш (составить шпаргалку-схему; на следующем уроке проведете конкурс на лучшую шпаргалку-схему по теме «Пищеварение»,

2.послание потомкам о правильном питании, записать в тетради свой  дневной рацион.

 

3.Деньги потерял – ничего не потерял,

 

Время потерял – много потерял,

 

Здоровье потерял – все потерял.

 

 

"Урок завершен, успехов вам!"

 

Оценочный лист

 

Ф.И.______________________________________________________

 

Вид работы

Количество баллов 

1.Проблемная задача

 

2.Ответы на вопросы

(Путешествия ….)

 

3.Демонстрационный опыт (обсуждение)

 

4.Лабораторная работа(вывод)

 

5.Решение  задач

 

6.Тест 1

 

7.Тест 2

 

8.Синквейн

 

9.Активность на уроке

 

10.Работа у доски, помощь учителю на уроке

 

Всего баллов за урок

 

 

 

Оценка за урок ______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/p/pp style=

 
 

Опросы

Ваши любимые предметы